
Чтобы вспомнить детство у бабушки на даче, Юлии Серовой из Кемерово не нужно ехать за тридевять земель или листать старые фотоальбомы. Дача воссоздана ею собственноручно в диораме в масштабе 1:6. Вместе с ней ностальгии предаются тысячи подписчиков её соцсетей, которые не просто разглядывают работы мастерицы, но и вносят свои коррективы.

34-летняя Юлия, бухгалтер по профессии, ещё в 2019 году решила попробовать изготовить кукольный домик. Сначала это были Барби и домики для неё. Девушка купила китайскую куклу, а процесс создания дома в деталях описывала в социальных сетях. Постепенно её блог обрёл своих подписчиков. Оказалось, что диорамы для кукол в масштабе 1:6 создают множество людей. Особенно это творчество популярно в Англии, Германии, Италии, США.
– Поначалу, конечно, получалось не идеально – криво и косо, но меня очень поддерживали подписчики, – рассказала она Metro. – Я продолжала учиться, экспериментировать, и со временем работы становились всё лучше. Миниатюры я делала прямо на работе, в моменты, когда не было клиентов в банке, а диорамы собирала по вечерам и ночам – иногда до двух часов ночи. Подписчики и охваты росли, и это давало сильную мотивацию не останавливаться.

Вскоре Юлии захотелось создать что-то более личное – диорамы про собственное детство в 90-е, про бабушку и атмосферу того времени. Особенно хорошо ей запомнилась бабушкина веранда на даче. С неё девушка и начала. Дальше были созданы спальня и зал, удивительно точно дополненные мелочами, которыми пользовались в быту. Куклу, похожую на бабушку, назвали Лидией Николаевной Архиповой. И пользователи соцсетей стали наперебой слать фото своих кукольных бабушек и рассказывать о них. Галатея Аскольдовна, Елизавета Георгиевна, Анна Александровна – ассортимент чудесных игрушечных старушек оказался велик, а единомышленники Юлии так же, как и она, с упоением использовали ностальгию для вдохновения.

– Мне стало интересно, насколько точно я смогу передать свои воспоминания в миниатюре. За основу я брала свои детские воспоминания, интерьеры родственников, а также старые фотографии и изображения из Интернета. Именно после этого проекта меня начали активно находить и узнавать уже русскоязычные подписчики. В России тоже есть своё активное сообщество: мастера шьют и вяжут одежду для кукол, создают миниатюрные продукты питания из полимерной глины, разрабатывают 3D-модели предметов и интерьеров. Мы поддерживаем друг друга, обмениваемся опытом, благодаря чему направление постепенно развивается и у нас, – рассказывает Юлия.
Вслед за дачей появилась бабушкина квартира, для начала – спальня. Юлия совмещала реальные детали, например кровать, с фотографиями, найденными в Интернете. Одни элементы воспроизводились с фотографической точностью, другие – в авторской интерпретации. Получался собирательный образ, вызывающий горячий отклик у читателей блога. Так, например, по их просьбам на стене возник портрет Есенина, которого у родной бабушки Юлии отродясь не было, а в большинстве квартир он, оказывается, имелся.
– Практически каждая диорама – это смесь реальных воспоминаний и образов из визуальных источников. Поэтому они получаются не просто миниатюрами, а небольшими историями из жизни, знакомыми многим, – говорит Юлия.

На пятый год своего увлечения созданием диорам Юлия подумывает превратить своё хобби в профессию. Она регулярно проводит мастер-классы, где рассказывает, как создавать мини-интерьер и миниатюры и откуда черпать вдохновение. Её идеи всегда с ней, а бабушка живёт на той же даче и в той же квартире. В ход идут подручные строительные материалы, картон, канцелярия. Сюжеты подсказывает сама жизнь. Так, кукольная бабушка, как и миллионы настоящих, крошит в Новый год продукты для оливье и ходит осенью за грибами. Без дела сидеть она не привыкла.

– Серия про бабушку стала особенно популярна, потому что сейчас во всех соцсетях многие вспоминают эпоху 80–90-х. С осени, как я начала работать с новой серией, у меня добавилось 100 тысяч русскоязычных подписчиков. Теперь они просят дедушку – он довольно дорого обойдётся, но я думаю на этим.
