Кровь и фашисты: супергеройский фильм "Отчаянные мстители" – это история для взрослых

Голливудские блокбастеры ушли из проката, но итальянский фильм о группе цирковых фриков намного интереснее стандартного зрелища Marvel
Кровь и фашисты: супергеройский фильм "Отчаянные мстители" – это история для взрослых
Ракета Релизинг
Кадр из фильма “Отчаянные мстители”.

В Италии 1943 года в балаганчике, которым владеет еврей Израэль, выступает фантастическая четвёрка. Покрытый шерстью силач (Клаудио Сантамария, "Казино Рояль"), юноша-альбинос, который управляет насекомыми, умственно отсталый карлик, управляющий металлическими предметами, и юная Матильда (Аврора Джовинаццо), от которой загораются лампочки. Тем временем владелец престижного цирка немец Франц (Франц Роговицкий) – шестипалый пианист, который, нанюхавшись наркотических веществ видит будущее, – собирает фриков в поисках тех, кто обладает суперспособностями, чтобы поставить их на службу Третьему рейху. Отбор проводится в духе доктора Менгеле, ставившего эксперименты в концлагерях. В поисках пропавшего Израэля Матильда с друзьями попадёт в шестипалые ручонки. 

Кадр из фильма “Отчаянные мстители”.
Ракета Релизинг
Кадр из фильма “Отчаянные мстители”.

"Бэтмен" и прочие люди в трико нас бросили, но вот в прокат выходит уже второй итальянский блокбастер (первый – это экранизация комикса "Диаболик"), напоминающий, что, во-первых, в Европе их тоже снимают, а во-вторых, обычно они намного интереснее каких-нибудь среднестатистических "Мстителей". Голливудские франшизы давно превратились в сериал с толпой персонажей, у которых нет экранного времени, чтобы хоть как-то раскрыться. С каждым новым боевиком всё сильнее проступает скука на лицах суперзвёзд, в очередной раз влезающих в осточертевший латекс. Все сюжетные повороты предсказуемые. Зрелища одинаково высококачественные и пресные: никакого секса, сплошное насилие, победила дружба.

Итальянец Габриэль Майнетти второй раз берётся за супергероев, и это не типичный Супермен с плаката в прилизанной звёздно-полосатой реальности. В "Меня зовут Джиг Робот" (2015) наглотавшийся токсичных отходов вор просыпался со сверхспособностями, которые, дымя сигареткой, использовал в зоне серой морали. Теперь – смехотворные цирковые фрики, и сверхспособности у них в основном дурацкие. А вокруг разворачивается натуральный Холокост без смягчения красок. Матильду чуть не насилуют фашисты. Крупным планом показаны пытки. Евреев гонят как скот, чтобы отправить в лагеря смерти. Убивают умственно отсталого мальчика. 

Кадр из фильма “Отчаянные мстители”.
Ракета Релизинг
Кадр из фильма “Отчаянные мстители”.

Нельзя сказать, что Майнетти полностью избежал супергеройских штампов. Матильда борется со своей силой, потому что она символизирует её тьму – как у Джин Грей (она же Феникс из "Людей Икс"). Сила пробуждается при эмоциональном волнении – как у Халка. У неё есть мудрый старый наставник, как у любого уважающего себя Избранного, от Фродо до Люка Скайуокера. 

Но как же ярко Майнетти обыгрывает все эти клише. Местный мир – смесь грязного реализма, экстравагантного сюрреализма Феллини и стимпанка, в который облачены партизаны из сопротивления, называющие себя что-то типа “Покалеченные ублюдки”, передавая привет Тарантино. Одновременно это настоящий фильм о войне, который показывает её, как, наверное, и нужно делать в XXI веке, – жуткий, кровавый и нелепый балаган. Горделивого Франца в форме, вещающего что-то про священную войну, обольёт струёй мочи цирковой тигр. А будущее, которое мы видим после финала в нарисованных титрах, наступит без него. Фрики победят придурков с серьёзными лицами и уйдут под итальянскую шарманку в рассвет, как куклы в "Буратино". Потому что балаган должен быть весёлым.