
Большая кольцевая линия метро, Московский скоростной диаметр, парк «Зарядье»... Столица в последние годы удивляет грандиозными проектами.
Каждый из них создавался при участии специалистов "Мосинжпроекта". Компания выступает генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства новых станций метро, дорог, знаковых для Москвы объектов.
Выросшая из проектного института, созданного в СССР, компания превратилась в холдинг, являющийся лидером на столичном рынке строительства.
28 октября "Мосинжпроект" празднует 65-летний юбилей. К этой дате Metro вспомнило об основных вехах развития компании и о её настоящем.
Здания и сооружения, созданные "Мосинжпроектом", москвичи видят каждый день. Более того, можно сказать, Москва стоит на коммуникациях, спроектированных специалистами компании.
В конце 1950-х годов в столице началась массовая застройка новых территорий. На месте бывших деревень и неосвоенных земель один за другим стали вырастать современные районы. Поэтому появилась необходимость в организации, способной осуществлять сложные инженерные проекты. Основных задач было две: наземное строительство и создание сети коммуникаций. Для этого под крылом Главмосстроя были созданы два института – "Дормостпроект" и "Мосподземпроект". 28 октября 1958 года решением Моссовета они были объединены в один. Так появился институт "Мосинжпроект".
Здесь собрались лучшие умы своего поколения – инженеры, проектировщики. И их работа очень скоро стала приносить результат: в 1960-е Москва стала стремительно расти.
В 1973 году при участии "Мосинжпроекта" разработана "Генеральная схема канализации Москвы до 2010 года" и заложены основные канализационные системы города – Южная, Западная, Северная, Черкизовская. Их создание позволило исключить слив нечистот в открытые водоёмы.
– Не будет преувеличением сказать, что современная Москва стоит на коммуникациях, спроектированных когда-то специалистами холдинга, – рассказывает Metro генеральный директор АО "Мосинжпроект" Юрий Кравцов. – При их участии была проведена массовая газификация столицы, запроектированы тысячи километров теплотрасс, канализации. Среди важнейших проектов – система освещения МКАД и комплексная схема электроснабжения центра столицы.
По проектам реконструкции "Мосинжпроекта" в Москве преображали Садовое кольцо, улицы Горького и Новослободскую, "одели в гранит" набережные и мосты на Москве-реке, водоотводном канале и реке Яузе.
За годы работы при участии специалистов "Мосинжпроекта" тысячи километров дорог были построены или реконструированы: Ленинский и Кутузовский, Рязанский и Пролетарский проспекты, Волоколамское, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щёлковское и Каширское шоссе и многие другие.
В 1990-е годы "Мосинжпроект" участвует в создании подземного торгового комплекса "Охотный ряд" на Манежной площади. Это уникальный проект для своего времени, так как построен между тоннелями метро. Кстати, именно из-за этого он имеет многоугольную вытянутую форму.
В 1997 году в ходе реконструкции Манежной площади по проекту института создана имитация реки Неглинной в железобетонном русле с каскадами и фонтаном в Александровском саду.
Запроектированы тысячи километров теплотрасс, в том числе для Центрального выставочного зала "Манеж", водного стадиона "Динамо". Для делового центра "Москва-Сити" спроектирована разветвлённая сеть коллекторов длиной более 5 км, в которых прокладываются теплопроводы, промышленные и городские водопроводы и кабели.
С использованием передовых инженерных решений спроектировано множество мостов, тоннелей, эстакад и других дорожных искусственных сооружений.
В 1984 году по проекту специалистов "Мосинжпроекта" в рамках создания Третьего транспортного кольца построена Русаковская эстакада. Это сооружение до сих пор не имеет аналогов в Европе. Эстакада проходит над одиннадцатью путями железной дороги без промежуточных опор.
Среди крупных дорожных объектов, над которыми "Мосинжпроект" работал до 2010 года, – проектирование участков Третьего транспортного кольца, реконструкции Звенигородского, Ленинградского шоссе и других важных московских магистралей.
С назначением Сергея Собянина мэром столицы для преобразования Москвы в город, удобный для жизни, для людей, "Мосинжпроект", преобразованный в инжиниринговый холдинг полного цикла, включается в выполнение амбициозных градостроительных задач.
Одним из важнейших направлений работы холдинга стала реализация Программы развития московского метро. С участием компании за последние двенадцать лет введено свыше 160 км линий и 75 новых станций метрополитена, построено и реконструировано 11 электродепо. Конечно, главным событием этого юбилейного года для "Мосинжпроекта" стал запуск Большой кольцевой линии.
– Смелый и амбициозный проект БКЛ, зелёный свет которому дал лично Сергей Собянин, стал венцом современного этапа отечественного метростроения. Самое длинное в мире метрокольцо было построено за рекордные для такого проекта десять лет. Если говорить о проделанном объёме работы, то только кабельной продукции на БКЛ было уложено столько, что её суммарная длина превысила половину длины экватора, – заявил Юрий Кравцов. Использование 3D-моделей и элементов технологий информационного моделирования (ТИМ) оптимизировало многие процессы работы над БКЛ. Это позволило, в частности, минимизировать коллизии, возникающие в ходе строительства.
По словам Юрия Кравцова, то, что Большое кольцо открыто в юбилейный для компании год, очень символично. Также в этом году был построен новый участок Солнцевской линии – до аэропорта Внуково. Впервые в России у воздушной гавани появилась своя станция подземки. И продлена на север Люблинско-Дмитровская линия. Её новая конечная станция "Физтех" когда-то была мечтой студентов одноимённого вуза и местных жителей, а сегодня они могут легко и быстро, без пересадок добраться до центра города.
В активной стройке участок с девятью станциями Троицкой линии, проектируются Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская ветки. Запланировано также продление Арбатско-Покровской линии до станции "Гольяново". В работе находятся несколько электродепо.
Роль "Мосинжпроекта" в создании транспортных объектов Москвы огромна, и речь не только о метро. Реконструкция развязок на МКАД и вылетных магистралей, Калужское шоссе и трасса Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе, Северо-Западная хорда, Новый Крылатский мост, улично-дорожная сеть на территории бывшей промзоны ЗИЛ, включая Кожуховский мост, проспект Лихачёва, мост через затон Новинки, набережную Марка Шагала, Московский скоростной диаметр и Южная рокада – в реализации всех этих дорожных объектов "Мосинжпроект" принимал непосредственное участие.
А ещё при участии специалистов холдинга в центре столицы впервые за 70 лет появился новый парк – "Зарядье", без которого сейчас сложно представить столицу. Реконструирована Большая спортивная арена "Лужники", которая стала главным стадионом Чемпионата мира по футболу–2018. Сохранён исторический фасад, при этом полностью заменена "начинка". Количество зрительских мест увеличено с 78 до 81 тысячи, и с каждого обеспечен 100-процентный обзор поля.
Среди флагманских объектов холдинга – реконструированный театр "Геликон-опера" и построенные Московский концертный зал "Зарядье" и Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой. Специалисты холдинга продолжают создавать здания, преображающие облик города.
В этом году полностью завершили основные конструкции комплекса зданий Национального космического центра – проекта, который холдинг реализует в интересах Правительства Москвы и госкорпорации "Роскосмос": восьми корпусов переменной этажности, конгрессно-делового центра, подземного паркинга и главной архитектурной доминанты – 47-этажной башни высотой 288 метров. Сейчас в комплексе зданий ведётся устройство внутренних инженерных систем, идут внешние и внутренние отделочные работы.
Быстрыми темпами возводится и храм Успения Пресвятой Богородицы в Останкинском районе Москвы: недавно на главный купол был установлен шестиметровый крест. Это будет один из крупнейших храмовых комплексов столицы, рассчитанный на 1500 прихожан. Храм выдержан в традициях древнерусской архитектуры второй половины ХII века.
– Сегодня "Мосинжпроект" – сплочённая команда профессионалов, способных выполнить любую задачу, – говорит Юрий Кравцов. – Мы научились работать с чувством локтя. И способны реализовать сложнейшие проекты и поддержать градостроительные инициативы мэра Москвы.
- За свою историю "Мосинжпроект" принял участие в создании свыше 6000 км автодорог в Москве, более 100 мостов и эстакад, 300 подземных и надземных пешеходных переходов.
- "Мосинжпроект" проектирует городской курорт "Притяжение" в Магнитогорске. Проект получил две награды международной архитектурно-дизайнерской премии "Золотой Трезини".
- Холдинг – обладатель двух "архитектурных Оскаров", MIPIM Awards. В 2020 году Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой победил в номинации "Лучший спортивный и культурный объект". А в 2019 году парк "Зарядье" с концертным залом получил спецприз жюри конкурса.
- Стратегия холдинга в области производственной безопасности направлена на достижение цели "Ноль несчастных случаев": отсутствие вреда людям, окружающей среде и имуществу при выполнении работ.
- В 2020 году в столице поставлен мировой рекорд: самое большое в мире число тоннелепроходческих комплексов – 23, работающих одновременно на одном проекте. Достижение было установлено при строительстве Московского метрополитена.
Мегапроекты "Мосинжпроекта"




От рождения до юбилея
- 1958 Год образования "Мосинжпроекта".
- 1960-е Создание проектов инженерно-транспортной инфраструктуры московских микрорайонов. Среди них Чертаново, Ясенево, Тёплый Стан, Тропарёво и другие.
- 1970-е Спроектированы и построены инженерные коммуникации, коллекторы и теплотрассы для районов Тушино, Кожухово, Дегунино и других.
- 1980-е Участие в создании объектов для Олимпиады-80: Олимпийской деревни и Олимпийского проспекта. На ТТК была построена Русаковская эстакада – сооружение над ж/д путями без опор, которое не имеет аналогов в Европе.
- 1990-е Разработка системы освещения МКАД, участие в создании объектов Третьего транспортного кольца, проектирование подземного ТЦ "Охотный ряд" и реконструкция Манежной площади.
- 2000-е Спроектированы тысячи километров теплотрасс, в том числе для Центрального выставочного зала "Манеж" и водного стадиона "Динамо".
- 2010–2020 "Мосинжппроект" становится инжиниринговым холдингом полного цикла. Реализует масштабные инфраструктурные проекты Москвы.
- 2023 Юбилейный год стал знаковым для компании. На него пришёлся полный запуск Большой кольцевой линии метро – самого длинного подземного кольца мира протяжённостью 70 километров.