Куда исчезла "зеркальная комната" из самого "космического" фильма Андрея Тарковского

Фототека Музея кино хранит альтернативную историю отечественного кинематографа – фотохроника со съёмок показывает, какими могли быть известные фильмы. Рассказываем об эпизоде из "Соляриса"
Куда исчезла "зеркальная комната" из самого "космического" фильма Андрея Тарковского
Из фонда Государственного центрального музея кино
Исчезнувшая из "Соляриса" зеркальная комната.

В Музее кино открылась выставка "На пыльных тропинках далёких планет...", посвящённая жанру научной фантастики в кино. Среди представленных экспонатов – фотографии со съёмок "Соляриса" Андрея Тарковского из фототеки Музея кино, связанные с так называемой зеркальной комнатой. Этот эпизод, не вошедший в окончательный монтаж картины, дал повод для многочисленных легенд. 

– В истории кино этот вырезанный из "Соляриса" эпизод остался под названием "Зеркальная комната", – рассказывает Metro киновед, научный сотрудник выставочного отдела Музея кино Дарья Борисова. – Это  случай, который доказывает: история кино, в отличие от "большой" истории, знает "сослагательное наклонение". Когда сохранены невошедшие в фильм фрагменты, можно представить себе "альтернативный" образ картины. Конечно, для специалистов и киноманов это важно.

Эпизод с зеркальной комнатой самим Тарковским обозначен в сценарии как "бред Криса". Как помнят все, кто смотрел картину, по сюжету герой Донатаса Баниониса Крис Кельвин прилетает на станцию Солярис и начинает испытывать влияние океана одноимённой планеты: он встречается с призраками из своего прошлого и разговаривает с ними как со своей совестью. Эпизод в зеркальной комнате воссоздаёт его болезнь и бред.

Донатас Банионис в эпизоде "бред Криса".
Из фонда Государственного центрального музея кино
Донатас Банионис в эпизоде "бред Криса".

Для этой сцены была построена очень сложная декорация – полностью выложенная зеркалами комната. Идея, по свидетельству киноведа и автора монтажной записи рабочего варианта "Соляриса" Дмитрия Салынского, принадлежит оператору картины Вадиму Юсову, который предложил Тарковскому заменить зеркалами условное белое бесконечное пространство, которое было в сценарии. 

– Это был очень непростой объект – зеркальная комната, серьёзный вызов для оператора и мастеров света, – поясняет Metro Дарья Борисова. – Ведь там всё во всём отражается, и нужно придумать, как оператору и его помощникам не мелькать в зеркалах при съёмке. Для оператора Вадима Юсова это была очень интересная, амбициозная, но и архитрудная задача. Он ведь понимал, какой эффектной в визуальном плане эта сцена могла быть на экране.

Однако при монтаже Андрей Тарковский принял решение этот эпизод вырезать, хотя его отговаривала вся съёмочная группа и все зрители чернового материала, которые сходились на том, что эпизод получился очень красивым и впечатляющим. Киновед Ольга Суркова, которая долгие годы дружила с режиссёром, писала в своей книге "С Тарковским и о Тарковском", что сцена в зеркальной комнате была "одной из наиболее удачных, эмоционально убедительных. Мучительный бред, лихорадка физически ощутимы благодаря множественному отражению зеркал друг в друге".

Андрей Тарковский на съёмках фильма "Солярис".
Из фонда Государственного центрального музея кино
Андрей Тарковский на съёмках фильма "Солярис".

– Вырезать сцену – это было решение Тарковского, и его тогда никто из его соратников не разделял, – рассказывает Борисова. – Доподлинно мы не знаем, почему он так поступил. Опять же его коллеги и близкие вспоминают, что ему не нравилась очевидная "красивость" этой сцены. Он не любил пустых эффектов и красивость ради красивости. Вероятно, поэтому и принял такое решение. Он был человек упрямый, следовал только своему внутреннему камертону. 

При переработке рабочей версии фильма в прокатную Тарковский сократил её на 563 метра плёнки (18,8 минуты просмотра). Сам режиссёр был очень доволен редактурой и записал в дневнике: "Свой "Солярис" я сделал. Он гармоничнее, стройнее "Рублёва". 

Вопрос о том, как Вадиму Юсову удалось  при съёмке этой впоследствии удалённой сцены соблюсти главное операторское правило "хороший оператор нигде не отражается", остаётся открытым. 

Оператор Вадим Юсов на съёмках "Соляриса".
Из фонда Государственного центрального музея кино
Оператор Вадим Юсов на съёмках "Соляриса".

– Я не знаю, как технически он реализовал эту задачу, – рассказывает Дарья Борисова. – Могу предположить, что какие-то части зеркальной стены убирались, чтобы оператор не отражался в них. Наверняка снимали и сверху, ведь комната была декорацией без потолка. В общем, это был вполне цирковой трюк... Члены съёмочной группы вспоминают, что сцена снималась долго, работа была очень кропотливой. Тем печальнее, что она пошла в корзину. 

Трудно представить, каким ударом это решение стало для Вадима Юсова, который выстроил идеальную схему съёмки зеркальных отражений, снял сюрреалистически прекрасную сцену – и узнал, что зритель никогда этого не увидит.

– Параллельно с работой над "Солярисом" зрел фильм "Зеркало" – следующая работа Тарковского, – рассказывает Дарья Борисова. – Получается, тему зеркала он приберёг на недалёкое будущее...