Лариса Савицкая, выжившая в авиакатастрофе, Виталий Калоев, убивший диспетчера: самые страшные небесные трагедии

В Соединённых Штатах расследуют опаснейший инцидент в аэропорту Джона Кеннеди, когда могли погибнуть 418 человек
Лариса Савицкая, выжившая в авиакатастрофе, Виталий Калоев, убивший диспетчера: самые страшные небесные трагедии
Екатерина Чеснокова / @РИА "Новости"
Виталий Калоев убил диспетчера Нильсена – человека, который был вовлечён в авиакатастрофу, в которой погибли жена и дети Калоева.

Как пишет Daily Mail, под угрозой столкновения было два рейса – Delta 737 (Доминикана) и American Airlines 777 (Лондон). Пилот American Airlines выехал на встречную полосу, оказавшись прямо перед ускорявшимся самолётом Delta (набрал скорость в 185 километров в час). Пилот Delta был вынужден нажать на тормоза, остановившись всего в 300 м от смертельного столкновения.

Всё началось с того, что поступило два сигнала от разных авиадиспетчеров женщине-пилоту American Airlines 777 – и она направила самолёт вперёд, а не свернула налево, как требовалось. В это время навстречу её самолёту нёсся авиалайнер Delta.

Аудиозапись переговоров с диспетчерами показала удивительное хладнокровие пилота Delta, хотя на кону стояли сотни жизней. Он откликнулся на приказ отменить взлёт и спокойно сказал диспетчеру воздушного движения, что ему придётся просто вернуться к старту и "сделать несколько телефонных звонков".

Известно, что на аэропорту Кеннеди всегда бешеный трафик и периодически возникают инциденты. Бывший генерал министерства транспорта США Мэри Скьяво заявила CNN, что новый инцидент относится к "самой серьёзной категории нарушений правил эксплуатации взлётно-посадочной полосы" (категория А) и что число даже таких случаев растёт. Джон Кокс, отставной пилот и профессор авиационной безопасности в Университете Южной Калифорнии, сказал NBC News: "Экипаж Delta делал именно то, что должен был". По его мнению, диспетчер "принял правильное решение отклонить взлёт". И добавил, что пилотов регулярно этому обучают на тренажёрах.

Metro вспоминает авиаинциденты, которые завершались трагедиями – когда самолёты сталкивались даже не на воздушно-взлётной полосе, а в воздухе.

Чудо Ларисы Савицкой

В прошлом году на экраны вышел фильм "Одна". Он – про Ларису Савицкую, чудом выжившую пассажирку гражданского самолёта Ан-24РВ, который на высоте 5 км столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К (осуществлял разведку погоды).

Надежда Калеганова сыграла Савицкую в фильме "Одна".
Екатерина Чеснокова / @РИА "Новости"
Надежда Калеганова сыграла Савицкую в фильме "Одна".

Трагедия произошла под Завитинском (Амурская область), где столкнулись гражданский самолёт Ан-24РВ, выполнявший рейс Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск, и бомбардировщик Ту-16К, осуществлявший разведку погоды. К месту крушения поспешили поисковые отряды – вот только никто и подумать не мог, что кто-то уцелел. 20-летней Савицкой тогда невероятно повезло. Она была единственной, кто выжил из 38 человек.

– Проводились учения дальней авиации, – рассказал Metro Владимир Болотин, возглавлявший оперативно-следственную группу по делу о той авиакатастрофе. – У военных первыми в небо поднимаются разведчики погоды. Вылетают парой, занимают эшелон в небе. В тот раз их не предупредили, что в определённом эшелоне есть гражданский борт. Эти разведчики взлетали на солнце – у них принято включать автопилот и зашторивать окна. В итоге один из военных самолётов снизу подлетел к гражданскому и воткнулся в правое крыло. Винтом ему размолотило всю кабину, что сразу "выключило" военный экипаж, а их самолёт камнем рухнул вниз. У гражданского борта оторвало крыло и часть фюзеляжа, он полетел вниз по спирали, потому что левый двигатель ещё работал. Вещи и пассажиров вытягивало в дыру, километра на 3 разбросало. А Савицкая на обломке спланировала на землю.

Так выглядела Лариса Савицкая в то время, когда с ней случилась трагедия.
@ РИА Новости
Так выглядела Лариса Савицкая в то время, когда с ней случилась трагедия.

Убийство диспетчера

1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись пассажирский авиалайнер Ту-154М "Башкирских авиалиний" (рейс Москва – Барселона) и грузовой самолёт Boeing 757-200PF авиакомпании DHL (рейс Мухаррак – Бергамо – Брюссель). Погиб 71 человек (включая 52 ребёнка).

Управление воздушным движением было за швейцарской компанией Skyguide. Тогда в ночную смену работали два авиадиспетчера. Перед трагедией один из них ушёл на перерыв. Дежурил 34-летний Петер Нильсен. Он разрывался на части, работая за двумя терминалами, ему помогала лишь ассистентка. Часть оборудования отключили – Нильсен очень поздно увидел, что два рейса на одном эшелоне опасно сближались. За минуту до пересечения курсов он попытался что-то изменить, дал экипажу одного из самолётов приказ снижаться. Пилоты Ту-154 приступили к снижению, они сами увидели, что происходит внештатная ситуация – к самолёту приближался слева Boeing 757. Но пилотов смутил сигнал системы предупреждения столкновения самолётов в воздухе (TCAS), согласно ему надо было набирать высоту. А пилоты другого авиалайнера, напротив, получили сигнал о снижении. Второй пилот Ту-154 Иткулов отреагировал на сигнал системы, но остальные сказали ему, что авиадиспетчер велел снижаться. Нильсен вновь подтвердил требование и сообщил, что Boeing находится справа от Ту-154 (а не слева, как в действительности). Диспетчера не проинформировали, что был сигнал системы, который противоречил его команде. Boeing тоже снижался, об этому сообщили Нильсену, но он не услышал, находясь у другого терминала и занимаясь уже совсем другим самолётом. Пилоты полностью отклонили штурвалы, когда поняли, что происходит, – но это не помогло.

Комиссия по расследованию катастрофы назвала главным виновником произошедшего Нильсена, который слишком поздно заметил опасно сближающиеся самолёты. 24 февраля 2004 года Виталий Калоев убил авиадиспетчера на пороге его дома (12 ножевых ранений). Виталий рассказывал, что он показал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы тот извинился перед ним за то, что произошло. Однако диспетчер ударил Калоева по руке и выбил фотографии. Мстителю пришлось отсидеть два года в Швейцарии.

Кадр из фильма "Непрощённый", Виталия Калоева играет Дмитрий Нагиев.
Каропрокат
Кадр из фильма "Непрощённый", Виталия Калоева играет Дмитрий Нагиев.

Индийская трагедия

12 ноября 1996 года в небе столкнулись Boeing 747-168В авиакомпании Saudi Arabian Airlines (рейс Дели – Дахран) и грузовой самолёт Ил-76ТД авиакомпании Kazakhstan Airlines (Шымкент – Дели). Погибли 349 человек.

Полётами руководил индийский авиадиспетчер Датта. Бортрадист Ил-76TD получил предупреждение о том, что вблизи находится другой борт. Он дал команду снизиться на другой эшелон – и поддерживать высоту в 4550 метров, поскольку на высоте 4250 метров на "встречке" был Boeing 747-168В. Однако нет сведений, что командир и второй пилот правильно поняли его слова. Бортрадист уточнил дистанцию до второго борта, ему сказали – 14 км (на Иле не было своего высотометра). По неизвестным причинам Ил продолжил снижать высоту и оказался на том же эшелоне, что и Boeing. В 18:41 диспетчер увидел, что две точки на радаре столкнулись – но ещё не испугался, так как это могло означать, что один прошёл над другим. Однако связь с бортами оборвалась, они пропали с радаров. На связь никто не выходил. Вскоре один из пилотов самолёта, который находился поблизости, доложил о вспышке в небе, падающих обломках и возгораниях на земле. Самолёты столкнулись на высоте 4109 метров, Ил порезал левым крылом левое крыло Boeing. Ил был на 3 метра ниже самолёта, с которым столкнулся, хотя должен был быть на 300 метров выше. Boeing падал, вращаясь и рассыпаясь на части, которые потом собирали в окрестностях индийского города Чархи Дадри. Ил лишился левого крыла, опрокинулся и разбился о землю в 7 км от Boeing. Было 4 выживших, которые умерли, не дождавшись помощи. 

Диспетчер Датта,  дежуривший в роковой вечер.
скриншот с канала Mayday на YouTube
Диспетчер Датта, дежуривший в роковой вечер.

Все бортовые самописцы были отправлены в Великобританию. Расшифровкой параметрических и речевых самописцев занимался местный Отдел по расследованию авиационных происшествий. Был опубликован отчёт, в нём сообщили причину столкновения – снижение, допущенное экипажем Ил ниже заданной высоты. Это произошло из-за: плохого знания английского пилотами и неправильного понимания команд авиадиспетчера, недостаточного профессионального мастерства пилотов, неудовлетворительного выполнения экипажем своих обязанностей, отсутствия стандартной фразеологии у экипажа. Сопутствующие факторы: отсутствие вторичного радиолокатора в аэропорту Дели, наличие единого коридора для взлётов и посадок для гражданских самолётов, отсутствие на обоих самолётах TCAS.

Читайте также: