Лейсанские альбатросы Бруно и Хоуп вернулись в восстановленный заповедник в Гваделупе

Успешный мексиканский проект по спасению двух видов альбатроса показал, как за последние два десятилетия развивались технологии на благо вида и науки
Лейсанские альбатросы Бруно и Хоуп вернулись в восстановленный заповедник в Гваделупе
GECI, J.A. SORIANO
Бруно и Хоуп сейчас узнают друг в друге представителей одного вида и проводят время вместе.

С расстояния в двадцать метров океанолог Хулио Эрнандес Монтойя наблюдал в свой бинокль гнездовую колонию лейсанского альбатроса (Phoebastria immutabilis). После нескольких минут осмотра территории биосферного заповедника острова Гваделупа – пятого по величине острова Мексики, расположенного недалеко от побережья Нижней Калифорнии, – он не мог поверить в то, что увидел перед собой.

9 февраля 2024 года черноногий альбатрос (Phoebastria nigripes) закончил свой полёт через Тихий океан, чтобы выйти на сушу и смешаться с особями других видов. Перед глазами Эрнандеса была одна из птиц, которых два года назад он и группа учёных спасли от возможной смерти из-за повышения уровня моря на атолле (коралловом острове) Мидуэй в США, недалеко от Гавайских островов. Спасённых птенцов переселили на остров Гваделупа.

Один из них, альбатрос Бруно, как называли птенца, выращенного на мексиканском острове, вернулся. Это значит, что план, реализованный учёными по спасению черноногих альбатросов, пострадавших от последствий изменения климата на Гавайях, работает.

– Я почувствовал настоящий водопад эмоций внутри. Моей первой мыслью было то, что это не птица, а взрослый человек, прибывший иммигрантом с острова Гавайи. Я не мог поверить, что в колонии Лейсан появился черноногий альбатрос. Когда я подошёл с биноклем и увидел кольца с нашей нумерацией, я заплакал, мне хотелось бежать предупредить всех на биологической станции, – рассказывает Хулио Эрнандес, который также является директором проекта по сохранению, реставрации и исследованиям на острове Гваделупа и главой организации "Группа экологии и ох- раны островов" (GECI).

Ровно через две недели после знаковой встречи, 23 февраля, вернулась и самка черноногого альбатроса по имени Хоуп. Её также спасли с атолла Мидуэй и перевезли на тот же мексиканский остров, но, в отличие от Бруно, она была выращена не людьми, а лейсанскими альбатросами, который высиживали яйцо.

– История замыкается. Бруно родился в Мидуэе, США, Хоуп появилась на свет в Гваделупе. Мальчика нашли цыплёнком, девочку – ещё когда она была в яйце. Замечательно, что история завершилась таким образом. Это ощущение надежды и воодушевления от того, что мы всё сделали хорошо, что мы начали проект, который на данный момент успешно развивается, – делится мыслями Федерико Мендес, океанолог и генеральный директор GECI.

Процесс восстановления

Инновационные приложения, дроны, системы мониторинга в реальном времени и решения на основе искусственного интеллекта в настоящее время открывают множество возможностей для защиты природы.

Это доказывает история Бруно и Хоуп. Птенцов черноногих альбатросов переселили с Гавайев в Мексику с помощью современных технологий. Но прежде, чем дойти до этого момента, нужно вспомнить, с чего всё пошло – с восстановления популяций другого вида альбатросов – лейсанских.

Проект включал в себя двухлетний процесс, который начался с восстановления биосферного заповедника острова Гваделупа, экосистемы которого долгое время находились под угрозой из-за завоза человеком диких кошек, предназначенных для борьбы с мышами. Кошки уничтожили не толь-ко грызунов, но и местные растения и шесть видов птиц.

Изготовление искусственных яиц для сов, которые могут стать приёмными родителями черноногих альбатросов.
GECI, J.A. SORIANO
Изготовление искусственных яиц для сов, которые могут стать приёмными родителями черноногих альбатросов.

– Лейсанские альбатросы постоянно подвергались нападениям хищников. Группа экологии и охраны островов начала защищать их гнездовые колонии в 2003 году. К 2014 году мы построили вместе с членами Национальной комиссии по охраняемым природным территориям (CONANP) 730-метровый забор, препятствовавший проникновению кошек на полуостров в южной части острова, – рассказывает Эрнандес.

Помимо контроля популяции кошек 62 гектара заповедника были защищены от этого семейства хищников. Это способствовало увеличению количества видов в целом, но особенно помогло лейсанскому альбатросу, рост популяции которого теперь дарит надежду на сохранение вида.

– Бруно и Хоуп теперь узнают друг друга, сближаются, понимают, что значит ухаживать и проводить время вместе. Нас очень удивило то, что они вернулись в колонию на остров.
Федерино Мендес, океанолог и генеральный директор GECI

Специалисты продолжили работать над альбатросами Лейсана, используя современные технологии. Например, поместили в местах гнездования манки – искусственных птиц, не забыв включить звуки ухаживания альбатросов, с помощью которых им удалось привлечь большую популяцию птиц. Также учёные "подарили" искусственные яйца из гипса парам лейсанских альбатросов, которые или потеряли свои яйца, или оказались бесплодными. Таким образом, самка и самец не разлучались и в будущем могли стать "приёмными" родителями черноногих альбатросов. Их яйца завозили в Мексику с Гавайев. Так, из 21 яйца вылупилось 18 птенцов. В их числе была и Хоуп.

У всех пернатых подопечных есть опознавательные кольца, на которых хорошо видны такие данные, как год их прибытия на остров Гваделупа или дата рождения. Учёные также владеют информацией о потомстве и репродуктивных успехах птиц, а также об их местонахождении.

Кроме того, чтобы узнать подробности процесса кормления, альбатросы Лейсана впервые в 2014 году были оснащены устройствами GPS. Успех в восстановлении популяций этих птиц открыл экспертам в 2021 году возможность начать работу с черноногими альбатросами.