"Летят журавли": почему в фильме о войне нет врагов и что о картине сказал Пикассо

65 лет назад, в октябре 1957 года, состоялась премьера фильма "Летят журавли", получившего "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах
"Летят журавли": почему в фильме о войне нет врагов и что о картине сказал Пикассо
kinopoisk.ru
Главные роли в фильме "Летят журавли" исполнили Татьяна Самойлова и Алексей Баталов.

13 октября, аккурат к юбилею, отреставрированный и покадрово восстановленный шедевр вновь выходит на большой экран в рамках проекта "Мосфильм. Золотая коллекция" в кино". Рассказываем, как фильм стал живой классикой и почему его стоит смотреть на большом экране. 

История драматурга-фронтовика

В основу картины "Летят журавли" легла пьеса драматурга-фронтовика Виктора Розова "Вечно живые". Историю эту Розов написал ещё в 1943 году, находясь в отпуске по ранению, но из-за морального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату, опубликовать произведение стало возможно только в 1956 году. Моментально пьеса стало хитом, в том же году постановкой "Вечно живых" с Олегом Ефремовым и Светланой Мизери открылся новый театр "Современник", а режиссёр Михаил Калатозов попросил Виктора Розова написать сценарий для его картины с рабочим названием "За твою жизнь". 

Афиша фильма "Летят журавли".
Предоставлено пресс-службой телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция"
Афиша фильма "Летят журавли".

Героиня – падшая женщина 

Главная героиня картины – Вероника (Татьяна Самойлова). Она очень любит Бориса (Алексей Баталов) и вот-вот должна выйти за него, но начинается война, Борис идёт добровольцем на фронт. Из-за бомбёжек героиня теряет родителей и дом и поселяется у семьи Бориса, где её домогается его двоюродный брат, давно влюблённый в Веронику. Марк добивается своего, и героиня в итоге выходит за него замуж, но постоянно страдает... 

Никита Хрущёв после просмотра фильма "Летят журавли" высказался про главную героиню: "Шлюха она, вот и всё!" Такой образ советской женщины действительно был революционным для того времени. Любопытное и случайное совпадение, когда фильм попал в Канны, на французский язык его перевели как "Когда прилетают аисты"... А всё потому, что оригинальное название на местном сленге означает "проститутки воруют". 

О войне без войны

На съёмках фильма "Летят журавли".
Предоставлено телекананлом "Мосфильм. Золотая коллекция"
На съёмках фильма "Летят журавли".

Картина поменяла представление о фильмах, посвящённых Великой Отечественной войне. "Летят журавли" называли "фильмом о войне без войны" – здесь нет сражений, подвигов, а только лишь трагедия простых людей. Фильм охватывает всю войну, при этом в кадре ни разу не появляется образ врага. Есть только звуки бомбёжек, летящих самолётов над Москвой, а пули, настигающие героев, берутся будто бы ниоткуда. Режиссёр Михаил Калатозов намеренно добивался этого психологизма, пытаясь донести до зрителя, что главный враг – это сама война, которая передана в мельчайших деталях.  

Новаторский киноязык

В фильме “Летят журавли” режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский открыли новый киноязык, помогающий передать чувства героев. Операторская работа Урусевского, который окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и смотрел на фильм глазами художника, во многом предопределила успех картины. Ради красивых кадров создатели часто шли на различные ухищрения и даже жертвы. 

Чтобы снять стремительный пробег Бориса по лестнице, был создан макет трёхэтажного лестничного колодца. В пролёте поместили металлический столб с прикреплённой к нему операторской люлькой. Когда Алексей Баталов, исполнитель роли Бориса, бежал наверх, помощники поднимали люльку вместе с оператором. Чтобы снять проход солдат по болоту, Урусевский несколько часов лежал на железном листе с камерой в руках. А для создания кадров кружащихся берёз оператора катали на небольшой тележке вокруг деревьев. 

Сергей Урусевский был одним из первых операторов, кто начал снимать не со штатива, а держа камеру в руках. К примеру, он дал камеру актрисе Татьяне Самойловой, чтобы снять, как она бежит по улице с мыслями о самоубийстве.

Никто не жалел себя

При работе над лентой никто не щадил себя. Татьяна Самойлова снималась, даже заболев туберкулёзом, однажды из-за этого она на площадке потеряла сознание. Алексей Баталов в одной из сцен борьбы упал на обрезанный куст и сильно поранил лицо.

Лелуш проложил дорогу в Канны

Как раз когда создавалась сцена пробега Бориса по лестнице, на съёмках присутствовал молодой оператор-документалист Клод Лелуш. Он был настолько потрясён увиденным, что по возвращении в Париж связался с директором Каннского кинофестиваля и рассказал, что в Советском Союзе снимают грандиозный фильм. На следующий год картину пригласили в конкурсную программу. После увиденного на съёмочной площадке Лелуш принял решение заняться художественным кино – через десять лет он снимет знаменитый фильм “Мужчина и женщина”, ставший лауреатом Каннского кинофестиваля и премии “Оскар”. 

Собирали всей киностудией

В 1958 году фильм получил "Золотую пальмовую ветвь". На Каннском кинофестивале ленту представляли Татьяна Самойлова и оператор Сергей Урусевский. Режиссёр лежал в больнице с инфарктом, а Баталова не выпустили из страны, считая его семью неблагонадёжной. Самойлову в Канны собирали всей киностудией – шифоновое платье дала Галина Волчек, шубу и колье с бриллиантами под расписку выделил Дом моделей. 

Слёзы Пикассо

На съёмках картины "Летят журавли".
Предоставлено телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция"
На съёмках картины "Летят журавли".

Фильм "Летят журавли" потряс зрителей на Каннском кинофестивале, на премьере никто не мог сдержать слёз. Причём картиной был потрясён не только Лелуш и зрители в Каннах, но даже и Пабло Пикассо. Для него на фестивале был устроен специальный показ фильма – рано утром, до начала основных сеансов. После просмотра великий художник сказал, что такого кино не видел сто лет, а актрисе Татьяне Самойловой пообещал мировую славу. 

5 лет съёмок в Голливуде – такое предложение пришло Татьяне Самойловой после успеха в Каннах, но актриса про это даже не узнала. Ответ дали советские чиновники: "Не может поехать, занята на съёмках".

Фильм стал учебником для будущих мэтров

Благодаря картине "Летят журавли", где в центре повествования оказался  не коллектив или социалистические достижения, а простой человек, с его мыслями, проблемами, переживаниями, стали возможны "Баллада о солдате" Григория Чухрая  и "Иваново детство" Андрея Тарковского. 

Фильм оказал невероятное влияние и на отечественных кинематографистов. Андрей Кончаловский говорил, что фильм потряс его накалом эмоций и открыл такие возможности музыки в кино, о которых до этого будущий режиссёр не подозревал. И именно после этого фильма, по словам Кончаловского, у него появилась вера в собственные силы и желание заниматься режиссурой. Сергей Соловьёв также рассказывал, что посмотрел “Летят журавли”, когда ему было 13 лет, и после просмотра он сразу понял, что ничем другим, кроме кино, он в своей жизни заниматься не будет. А оператор Павел Лебешев, впоследствии работавший с Никитой Михалковым, Георгием Данелией, Сергеем Соловьёвым, вспоминал, что плакал после этого фильма – ему казалось, что он никогда не будет так снимать.