Майкл Джексон уехал из столицы без подаренной сабли, но зато с любовью москвичей

25 лет назад король поп-музыки дал свой последний концерт в Москве. Metro вспоминает, как в тяжёлое время приезд звезды стал символом надежды на лучшее
Майкл Джексон уехал из столицы без подаренной сабли, но зато с любовью москвичей
Александр Коржаков вручает Майклу Джексону печально знаменитую саблю.
Александр Неменов / ТАСС

Изначально гастроли планировались как предвыборная акция Бориса Ельцина, и концерт в «Лужниках» должен был пройти в начале июня. За организацию визита взялся продюсерский центр Игоря Крутого, а из Кремля акцию курировал начальник охраны президента Александр Коржаков. По замыслу, согласованному со звездой, концерт должен был увенчаться номером, в котором Джексон и Ельцин выезжают на танке и вместе исполняют песню Stranger in Moscow из альбома 1995 года History, написанную Майклом под впечатлением от первого визита в Россию. 

На практике же к лету Коржаков был уволен, а Джексон приболел, и гастроли состоялись уже после выборов, в сентябре. Танк всё же был, но Майкл Джексон выступал на нём один и исполнил с боевой машины легендарную «Песню Земли». 

– Представьте: 1996 год, война в Чечне ещё не окончена, хотя мир уже подписан, теракты, шахтёрам по полгода задерживают зарплату, Ельцин ценой неимоверных усилий выигрывает выборы, но здоровье его подорвано, – напомнил Metro советник первого президента России Георгий Сатаров. – И приезд звезды, хоть и запоздалый с политической точки зрения, говорил о том, что у нас ещё не всё пропало. Ельцин и Джексон хотели встретиться, Майкл несколько часов ждал в «Метрополе», когда за ним заедут и отвезут в Кремль. Но президенту стало плохо, и его начали готовить к операции на сердце. А организовать культурную программу для звезды попросили мэра Москвы Юрия Лужкова. 

Визит увенчался комичным случаем. Александр Коржаков подарил звезде саблю, но на таможне её изъяли у Джексона как незаконно вывозимую ценность. О дальнейшей судьбе знаменитого клинка Metro рассказал сам Коржаков: 

– Когда наконец выяснили, что сабля не имеет особой ценности и её рыночная стоимость от силы 900 долларов, саблю вернули мне. Я её хранил до самой смерти Майкла Джексона. Надеялся, что он приедет в Россию или Европу ещё раз и я ему передам. А когда он умер, я обменял эту саблю на генератор. У меня есть знакомый, собиратель холодного оружия, он торговал электрическим оборудованием, а у меня на даче постоянно электричество отключали, вот мы и поменялись. У меня до сих пор отключают свет по два раза на дню, и каждый раз, включая генератор, я вспоминаю Майкла Джексона.

Мария Позина, редактор отдела "Культура" в газете Metro вспомнила, как сама посетила концерт короля поп-музыки.

– Майкл Джексон был моим главным кумиром в детстве. Узнав, что он приезжает в Москву, я устроила маме истерику, чтобы мне выдали деньги на билет на концерт. Как это ни странно, но само выступление я плохо помню. Самое отчётливое воспоминание – мы очень долго ждали начала концерта, и за это время успел начаться дождь. Так как у меня был билет в танцевальную зону, ожидание было не очень приятным – я промокла и устала. Концерт, с которым приезжал Майкл, я уже видела в записи и знала наизусть. Но вживую всё было по-другому. Вначале Майкл как будто смущался, когда толпа скандировала его имя, потом разошёлся. Наверное, мне понравилось в итоге. 

Фактбокс. 3 факта о визитах звезды в Москву 

– оба приезда в Москву сопровождались дождём, а исполнять фирменный танец на сырой сцене трудно. Как рассказал Игорь Крутой Metro, Джексон отказался от гонорара, заявив, что без танца выступление не полное. 

Россия встречала певца дождём.
Россия встречала певца дождём.
Александр Неменов / ТАСС

– в 1993 году Джексон попросил показать ему военный оркестр и немедленно переоделся в форму, оставив только свою шляпу. А в 1996-м он примерил и форму танкиста, и шлем.

Военные доверили роль дирижёра.
Военные доверили роль дирижёра.
Олег Булдаков / ТАСС

– когда Джексону сообщили, что Ельцин с ним не встретится, и привезли к Лужкову, певец подумал, что это новый президент, и спросил, почему он не поднялся на танк. Об этом Metro рассказал сотрудник пресс-службы Лужкова Игорь Моисеев.

У Джексона был вопрос к Лужкову.
У Джексона был вопрос к Лужкову.
Александр Яковлев / ТАСС