
Максим Станиславович, 2025 год подходит к концу. Какими главными проектами для московского транспорта он запомнится?
– Программа развития транспорта – одно из приоритетных направлений для правительства Москвы, и лично мэр уделяет ему много времени и сил. Благодаря ежедневному личному руководству Сергея Семёновича Собянина у нас в транспортной сфере в последние годы наблюдаются столь значительные изменения к лучшему. И в этом году тоже.
В первую очередь это, конечно же, открытие новых станций метро. Каждая из них даёт существенный импульс развитию конкретного района. Увеличивается количество малых предприятий, которые открываются вблизи этих станций, за счёт этого появляются новые рабочие места. То есть каждая новая станция – это толчок к развитию экономики всего района.
Поэтому мы постоянно работаем над тем, чтобы как можно больше транспортной инфраструктуры создавалось, чтобы динамично обновлялся подвижной состав как в метрополитене, так и на пригородных направлениях. Стремимся постоянно обновлять сеть наземного транспорта, синхронизируя её с развитием города. Мы всё время ищем лучшие решения с точки зрения организации подъездов наземного городского транспорта к новым объектам, которых в Москве появляется очень много.
Поэтому логично, что пассажиропоток в 2025 году заметно вырос относительно прошлого года: более чем на 3 млн пассажиров стало больше на всех видах городского транспорта. Это своего рода оценка нашей работы – свидетельство того, что все виды городского транспорта хорошо и качественно работают и пассажиры московскому транспорту доверяют.
Это был год технологий. Мэр Москвы запустил первый в мире полностью беспилотный трамвай, который совершает регулярные поездки по маршруту № 10 с пассажирами. Уникальная для всего мира разработка, и она принадлежит правительству Москвы. Программное обеспечение для беспилотного трамвая полностью создали сотрудники Московского метрополитена без привлечения сторонних компаний.
В декабре мы установили в метро самые современные турникеты и терминалы по продаже билетов московского производства. Новые терминалы позволят в два раза быстрее обслуживать пассажиров. Турникеты работают на 20% быстрее. Благодаря их компактной конструкции сможем установить на 20% больше турникетных проходов в метро и увеличить пропускную способность станций метро почти на 30–40%.
Также в этом году подключили к оплате проезда по биометрии 100% турникетов метро и МЦК.
Чтобы инновационных решений в московском транспорте становилось ещё больше, в 2025 году мы выделили в отдельную структуру ИТ-кластер московского транспорта и создали компанию МТТЕХ, которая полностью принадлежит правительству Москвы.
Собственный ИТ-кластер позволит сделать разработку технологических решений в транспорте более управляемой и безопасной. Также это поможет создать привлекательную среду для лучших ИТ-специалистов и экспертов на рынке и в кратчайшие сроки запускать новые ИТ-решения для пассажиров. Приглашаю к нам на работу в МТТЕХ настоящих профессионалов. Прислать ваши резюме можно в Центр подбора персонала Транспортного комплекса через Единый транспортный портал (rabota.transport.mos.ru).
Нашу Стратегию развития до 2030 года вы можете изучить на сайте правительства Москвы.
Сколько станций планируется открыть в следующем году и каковы приоритеты в плане развития метрополитена? Планируется больше новых линий строить или развивать уже существующие?
– В следующем году мы планируем открытие трёх новых станций на Рублёво-Архангельской линии метро, продолжим продление Троицкой и Бирюлёвской линий метро. Вот это такие основные направления развития на 2026 год. Рублёво-Архангельская линия новая, но с точки зрения метростроения и логики работы городского транспорта продление существующих линий метро – это наиболее быстрое решение при подтверждении наличия провозной способности. Так при строительстве и открытии новых станций пассажиры сразу получают доступ во всю инфраструктуру метрополитена.
Есть отдельное поручение мэра о том, чтобы новые станции строились с максимальной интеграцией в уже существующую городскую среду и существующую транспортную инфраструктуру. Когда мы открываем новую станцию МЦД, например, то стараемся сразу её вписать в сеть наземного городского транспорта, предусмотреть строительство перехватывающих парковок для личных машин. Чтобы москвичам, в том числе жителям Новой Москвы, было удобно поставить свою машину и ехать в центр города на городском транспорте. Эти вещи вроде бы понятны и просты, но за ними стоит колоссальная работа большого количества структур правительства Москвы, включая коллег из Департамента городского имущества, которые занимаются землеотводами, Департамента ЖКХ, где отвечают за сети и массу вещей, и, конечно, коллег из Департамента строительства, которые создают эту всю инфраструктуру, чтобы дальше ей управлял метрополитен.
Вы упомянули важность обновления подвижного состава на пригородных направлениях. В этом году на Ярославском направлении до Мытищ стали курсировать красивые "Иволги". Расскажите, каков процент сейчас нового подвижного состава на этом участке и когда будут обновлены поезда на Павелецком направлении?
– Ярославское направление у нас – первое по важности после Московских центральных диаметров (МЦД). Уже около 400 новых современных поездов курсируют на МЦД, где мы полностью завершили обновление парка, и это очень большая цифра. Ни в одной стране, ни в одном мегаполисе мира, даже если брать китайские города, не было такой динамики обновления парка пригородных поездов.
Конечно, здесь нам огромную помощь оказывают "Российские железные дороги", правительство Российской Федерации и, конечно, наши близкие друзья и коллеги из правительства Московской области, с которыми мы вместе реализуем все эти проекты. На Ярославском направлении сейчас уже 10 новых поездов "Иволга". И они очень нравятся пассажирам. Мы планируем к 2030 году полностью обновить весь подвижной состав на Ярославском направлении, как и обещали. Но будем стараться успеть сделать это быстрее, потому что 300 тысяч пассажиров пользуются этим направлением каждый день. Это огромное количество людей, которым нужно предоставить качественный сервис – такой же, какой пассажиры видят на МЦД. Поэтому будем этим активно заниматься плюс, конечно, обновлять и всю сопутствующую инфраструктуру. Следом за Ярославским направлением наступит очередь Павелецкого направления, которое относительно небольшое с точки зрения пассажиропотока, но важное в плане связанности Москвы и Московской области.
Недавно на Замоскворецкую линию вышли поезда новейшей серии "Москва-2026". Расскажите об их преимуществах.
– Каждые 2 года мы стараемся добавить какие-то новые полезные нововведения для пассажиров в составах серии "Москва". Решение о том, что мы приобретаем поезда "Москва-2026″, было объявлено мэром на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года, и там же были подписаны соглашения о поставке.
Мы начали проводить обкатку "Москвы-2026″ в ноябре, а в декабре первые составы уже вышли на линию и начали обслуживать пассажиров. Масштабное поступление вагонов серии будет в следующем году.
Не скажу, что "Москва-2026″ как-то критически отличается от поездов предыдущей серии. Но важно, что поезд практически полностью подготовлен под будущее беспилотное управление и он более ремонтопригоден с точки зрения замены компонентов – например, кресел в салоне при необходимости срочного ремонта.
С точки зрения технического оснащения "Москва-2024″ – один из лучших в мире поездов. Это моё личное мнение. Для нас главное, что пассажирам поезд нравится. Мы проводили ряд опросов, результаты которых на это прямо указывают. А серия "Москва-2026″ ещё лучше, а главное – надёжнее.
Этот год стал этапным в формировании новой системы трамвайного движения – начал работу первый трамвайный диаметр. Как вы оцениваете экономическую обоснованность использования трамвая в городе, ведь для них, в отличие, допустим, от электробусов, нужна сопутствующая инфраструктура?
– Вообще, вся Москва – это город с очень серьёзной и сложной транспортной инфраструктурой. И, занимаясь её развитием, мы помним, что трамвай – это часть столичной истории. Москвичи очень трепетно относятся ко всему, что связано с московским трамваем. Для меня лично это важно. И Сергей Семёнович полностью поддерживает развитие этого вида транспорта. Если говорить об эффективности, то вот вам пример: трёхсекционный трамвай "Витязь-Москва" заменяет двести личных автомобилей с точки зрения вместимости. По провозной способности, если говорить про городской транспорт, на первом месте стоит, конечно, метрополитен, а на втором месте – трамвай.
И да, на самом деле, уходящий 2025 год был годом полноценного возрождения московского трамвая. Были запущены очень важные проекты, которые мы готовили несколько лет. Безусловно, на первом месте по значимости – самый протяжённый диаметральный маршрут Т1 от Метрогородка до метро "Университет". На сегодняшний день уже более 70 тысяч человек ежедневно пользуются этим маршрутом. Интервал движения там в час пик очень маленький, сопоставимый с некоторыми линиями метро. По потенциалу развития, это, конечно, беспрецедентный проект для всей московской транспортной системы.
Как себя показывает новейший трамвай "Львёнок-Москва"?
– Трамвай "Львёнок-Москва" с автономным ходом, который мы не так давно запустили, позволил нам соединить площадь Трёх вокзалов с трамвайной инфраструктурой Бульварного кольца. Стартовал он отлично – буквально все показатели, которые мы закладывали в проект, полностью выполняются. И мало того, у "Львёнка" ещё большой запас аккумуляторных батарей. У нас уже 50 таких трамваев.
Сколько планируется организовать трамвайных диаметров?
– Пока два. Во втором квартале следующего года мы готовимся к запуску следующего трамвайного диаметра. Он будет ещё длиннее существующего Т1, и, уверен, так же тепло будет воспринят москвичами. Например, Т1 позволяет доехать от площади Трёх вокзалов до Павелецкого вокзала быстрее, чем на метро. Это очень важно, потому что один из эффектов новой линии, которую мы для себя закладывали, заключался в том, чтобы снизить нагрузку на станцию метро "Комсомольская". Наши расчёты оправдались: пассажиропоток на крайне загруженной "Комсомольской" уже сократился на 5%. Часть людей пересели на трамвай.

Ещё один очень важный трамвайный проект для нас – восстановление линии от ТПУ "Рижская" до Белорусского вокзала. Эта трамвайная инфраструктура ранее существовала и все эти годы стояла на балансе Транспортного комплекса. Мы эту линию восстановили, полностью обновив всю инфраструктуру, уложили под путями специальные виброизолирующие маты. И уже сейчас на этом участке работают трамваи, которые часть маршрута проходят на автономном ходу.
По количеству введённых нами объектов трамвайной инфраструктуры 2025 год, конечно, сильно выделяется на фоне прошлых периодов. Мы этому рады и будем стараться делать всё, чтобы трамваи в Москве активно работали, чтобы трамвайное движение развивалось. И будем добавлять небольшие участки инфраструктуры для того, чтобы москвичи видели развитие московского трамвая и чаще им пользовались.
Беспилотный трамвай – это уже данность, которая входит в нашу жизнь. Какие в целом планы по развитию беспилотных систем, беспилотного транспорта в Москве?
– Правительство Москвы первым в мире запустило трамвай, который практически полностью в беспилотном режиме перевозит пассажиров. Почему я говорю "практически полностью"? Сейчас у нас в кабине находится профессиональный водитель, который умеет управлять трамваем, за всем следит. При этом он вмешивается в работу машины один раз в три дня. Ни одного ДТП с участием беспилотного трамвая не было. Кстати, первый беспилотный трамвай, который мы запускали, был застрахован цифровым рублём при поддержке наших коллег из Центрального банка России. Это первый страховой контракт с использованием цифрового рубля в истории России. Мы благодарны коллегам, которые идут по пути развития новых технологий. Это шаг в будущее банковской системы. И мы очень рады, что первые такие контракты заключаются в высокотехнологичных транспортных проектах, таких как беспилотный трамвай.
Планируем, что в следующем году количество беспилотных трамваев в Москве вырастет до 15. Мы очень благодарны правительству Российской Федерации, которое позволило развивать в России такие передовые технологии.
Могу сказать, что опыт работы нашего первого беспилотного трамвая показывает, что он безопасен. И на некоторые ситуации он реагирует быстрее, чем обычный водитель. Искусственный интеллект не устаёт, он чётко читает сигнал светофора, он никогда не поедет на запрещающий сигнал светофора, скрупулёзно выполняет все правила дорожного движения.
Какие ещё технологии вы бы отметили среди тех, которые сейчас развиваются в московском Транспортном комплексе?
– По поручению мэра города мы уже приступили к созданию собственных технологий по управлению беспилотным поездом метро. У нас очень сильная команда программистов. Как я уже говорил, алгоритмы управления беспилотным трамваем, беспилотными поездами метро разрабатывают сотрудники правительства Москвы.
Второй важный проект – управление дорожным движением с применением искусственного интеллекта, который анализирует информацию со всех камер, стоящих в городе. На сегодняшний день уже почти 70% всех светофорных объектов находится под управлением искусственного интеллекта. Мы постоянно дорабатываем эти системы для того, чтобы максимально выжать, если можно так сказать, из нашего автодорожного каркаса предельный объём пропускной способности. Также интеллектуальное управление светофорным движением позволяет снизить количество аварий, но, безусловно, здесь человеческий фактор также играет значимую роль. К сожалению, до сих пор у нас в городе фиксируется большое количество нарушений скоростного режима, правил проезда перекрёстков, правил проезда светофоров. Некоторые водители позволяют себе проезд пешеходных переходов без снижения скорости, что влечёт за собой дорожные происшествия.
Хотя Москва сейчас в России лидирует по показателям безопасности дорожного движения, мы считаем, что количество ДТП должно быть ещё меньше, и, пользуясь случаем, хочу специально обратиться к водителям. Сейчас новогодние праздники, и большое количество москвичей, равно как и гостей столицы, гуляют по городу. Большая просьба быть крайне внимательными ко всем участникам дорожного движения, и в первую очередь к пешеходам. Следите за дорожными знаками, указателями, соблюдайте скоростной режим, чтобы не нарушать правила дорожного движения.
Потому что любое ДТП помимо трагедии для участников влечёт огромное снижение пропускной способности дороги. Простой пример: если дорога с двумя полосами в одну сторону, то ДТП блокирует как минимум одну полосу, а это на 50% уменьшает пропускную способность всей дорожной магистрали. Поэтому чем меньше ДТП, тем город будет быстрее передвигаться, быстрее ехать, будет меньше заторов.
Минувшим летом Сергей Собянин запустил третий регулярный речной маршрут и анонсировал запуск ещё одного – от "Лужников" до "Киевского". Насколько известно, всего было запланировано семь речных маршрутов. Когда начнут работу ещё три и какие в целом планы по развитию водного транспорта в Москве?
– Маршрут "Лужники – Киевский" уже практически готов, все плавучие причалы дооснащаются в Москве. И мы его запустим, как только начнётся сезон навигации 2026 года.
Вообще, у нас большие планы по развитию речного транспорта. Для многих пассажиров это уже не только возможность посмотреть город с воды, а полноценная транспортная система, используемая регулярно, чтобы доехать до метро, до работы или быстро переехать с одного берега на другой. Мы планируем закупить порядка 40 дополнительных электрических судов в течение ближайших нескольких лет. Тем более что у нас не так давно открылась самая современная в России Московская верфь для строительства и обслуживания электрического речного транспорта.
Там стартовало производство электрических судов проекта "Москва 1.0″. Это уже привычные москвичам "Синички". Также там начнётся производство уникальных прогулочных электросудов, которые придут на смену устаревшему экскурсионному и прогулочному флоту. Ещё одно судно, которое планируем заложить в 2027 году, – для поездок по популярному речному маршруту "Московское золотое кольцо". Оно будет длиной до 110 метров и работать на гибридном двигателе.
В этом году на парковках Москвы был расширен динамический тариф. Не могли бы вы рассказать о дальнейших планах развития данной системы?
– В моём понимании применение динамического тарифа на парковку – это крайне справедливая и понятная для тысяч автомобилистов Москвы мера. Если вы рано приехали на ту улицу, где применён динамический тариф, вы можете поставить свою машину за 0 рублей. Если вы приехали в час пик, то тариф может быть относительно высоким, но при этом свободные места должны быть. В этом смысл динамического тарифа.
По нашим оценкам, динамический тариф крайне понятен с точки зрения его использования. Мы планируем в следующем году расширить перечень улиц, где применяется динамический тариф. И цель здесь ясна: чтобы на парковках Москвы было больше свободных мест. Если вам срочно нужно приехать на личной машине в центр, вы будете уверены, что сможете её припарковать.
На мой взгляд, это крайне разумная система, и планируем её дальше развивать. Она зарекомендовала себя очень эффективно.
Буквально 5 лет назад в городе по вечерам были 9–10-балльные заторы. Сейчас мы видим, что обстановка улучшилась и город едет даже в пиковое время. Что бы вы назвали ключевым фактором, позволяющим добиваться прогресса в борьбе с пробками?
– К сожалению, сказать, что город окончательно победил или победит заторы, нельзя. Ни один крупный мегаполис, сравнимый с Москвой по количеству жителей, автомобилистов, не одержал решающей победы в этих битвах. Могу сказать, что за последние несколько лет количество зарегистрированных личных машин в Москве и в Московской области, а мы рассматриваем это как единое пространство, увеличилось на 1,5 миллиона. Это огромная цифра. Если все эти машины поставить одновременно на дорогу, они заполонят все основные магистрали: Садовое кольцо, ТТК и МКАД.
Но в то же время у москвичей есть возможность не стоять в пробках благодаря развитию городского транспорта. Как мы уже говорили, всё больше жителей Москвы и Подмосковья используют для личных поездок именно городской и пригородный транспорт. Во многом благодаря решению мэра, который в 2019 году при запуске Московских центральных диаметров установил, что тариф на пригородный поезд будет интегрирован в московскую тарифную систему. И вы можете пересаживаться теперь между МЦД и метро совершенно бесплатно. Это позволило решить самые проблемные узлы.
Если вы помните, огромные массы людей осаждали станцию метро "Выхино", массово пересаживаясь с электричек на метро. Такие пересадки могли занимать целый час. Сейчас станция метро "Выхино" разгрузилась более чем на 40%, потому что не требуется выходить именно на этой станции, чтобы заплатить меньше.
Кроме того, МЦД позволяет использовать пригородные поезда внутри города, как те же трамваи или метро. Сейчас количество москвичей, которые ежедневно пользуются Московскими центральными диаметрами для поездок внутри города, – от 300 до 400 тысяч. Это прямой результат интеграции железнодорожного транспорта в инфраструктуру города.
Огромную роль здесь играет развитие метрополитена, благодаря чему станции в пешей доступности появились у миллионов москвичей. И, конечно же, важно развитие автодорожного каркаса. Наши коллеги из Департамента строительства активно строят автомобильные дороги. Запущен Московский скоростной диаметр, который дал новые возможности для тех людей, которые вынуждены пользоваться личной машиной.
Мы понимаем, что для многих личный транспорт – это действительно необходимость по многим причинам. Но, несмотря на то что количество личных машин растёт, всё больше поездок осуществляется именно на городском транспорте.
Сколько сейчас в Москве личного электротранспорта и сколько, вы прогнозируете, будет через 2 года? Какие меры планируются для того, чтобы владельцам электромобилей было легче обслуживать свой транспорт?
– Здесь ключевой фактор – наличие доступной зарядки. Во многом это влияет на решение человека, который выбирает тип транспортного средства. Поэтому мы здесь действуем сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, город помогает создать электрозарядную инфраструктуру. Когда благоустраиваем улицы, то уже закладываем в проект подведение электричества в конкретные точки, где может появиться электрозарядка. Саму электрозарядку ставит компания, которая выбирается на конкурсе, и, соответственно, за свой счёт обустраивает инфраструктуру. Но для удобства использования вся система унифицирована. Все частные зарядки будут работать по единому городскому тарифу. И все владельцы зарядок, расположенных на улично-дорожной сети, обязаны передавать данные о том, занята эта зарядка или нет, какая там мощность, в единую систему. Эту информацию мы раздаём в навигаторы типа "Яндекса", 2ГИС, которые уже раздают этот массив данных владельцам электротранспорта.
Это очень важная информация, она позволяет планировать, где вы можете зарядить свою машину, сколько времени вы можете ещё ездить на батарее, какой тип зарядки вам необходим. Мы планируем от 350 до 500 зарядок в год устанавливать на улично-дорожной сети, чтобы владельцы электрокаров могли зарядить машины с прогнозируемым удобством.
Во-вторых, мы, конечно, не столько обязываем частные компании при строительстве гаражей, парковок устанавливать зарядки, просто это уже такой очевидный тренд, когда сами девелоперы устанавливают зарядки на этапе строительства, понимая, что какой-то процент будущих жителей будет иметь электромобили. И правильно всю эту инфраструктуру заранее предусмотреть, чтобы не делать уже после сдачи дома или гаража.
На самом деле сегодня процент электроавтомобилей у нас небольшой в городе и прогнозная цифра к 2030 году – это примерно 6–7% электрических машин от всего автопарка. Но есть масса факторов, которые могут влиять на данную динамику: изменения налогового законодательства, стоимость автомобилей и масса других вещей. Мы, безусловно, заинтересованы, чтобы в городе было больше электрического транспорта. И всё, что в наших силах, для этого сделаем: прежде всего создадим удобную зарядную инфраструктуру на улично-дорожной сети. Город её создаст даже в несколько более быстром темпе, чем будут появляться электромобили. Потому что без этой инфраструктуры крайне сложно рассчитывать на хорошую динамику приобретения новых электромашин.
У меня, например, есть электрическая машина, которой я пользуюсь в служебных целях для поездок в городе. Она полностью удовлетворяет мои потребности. Мало того, парковка для электрической машины у нас продолжает быть бесплатной, и это очень удобно. Но, безусловно, право выбора есть у каждого. Те, кто размышляет над покупкой электрокара, должны чётко понимать: город создаст всю необходимую инфраструктуру для зарядки.
Город развивает средства индивидуальной мобильности (СИМ) – они становятся всё популярнее. Сейчас в Минтрансе обсуждают изменения ПДД для СИМ. Какая позиция Департамента транспорта по этому вопросу – что нужно поменять в нынешнем законодательстве прежде всего?
– Мы многое сделали для того, чтобы поездки в Москве были безопасными. Мы первые в России ввели обязательную верификацию тех, кто хочет взять в аренду городской самокат, это обязательное прохождение через ваш личный кабинет на mos.ru.
Но есть примерно 40–50% владельцев личных самокатов, на которых город никакого влияния не оказывает. Вы можете купить любой, пусть самый мощный и тяжёлый электросамокат, и нынешнее законодательство, к сожалению, никак не регламентирует ни его покупку, ни дальнейшее использование. Поэтому мы поддерживаем инициативу Минтранса РФ в том, чтобы на мощные и тяжёлые электрические средства индивидуальной мобильности всё-таки устанавливались государственные идентификационные знаки – как на мопедах, к примеру.
Ни у кого же не вызывает вопроса, почему на мопеде с двигателем внутреннего сгорания надо ставить идентификационный знак, если там мощный двигатель. Для управления им нужно получать даже водительские права.
Мы считаем, что настало время, когда на тяжёлые электрические средства индивидуальной мобильности должны устанавливаться госномера; если этот человек – нарушитель, правоохранительные органы должны иметь возможность найти его и привлечь к ответственности.
Вторая важная группа пользователей СИМ – это курьеры, которых в городе очень много. Используя свои возможности с точки зрения контроля, мы обязали всех московских курьеров зарегистрироваться на специальном портале. И там требуется подтвердить личность, предоставить документы и персональные данные, в том числе и мобильный телефон.
За один рабочий день в Москве совершается свыше 500 тысяч доставок, и многие москвичи существенно меньше стали ходить в магазины, чтобы приобрести для себя вещи ежедневного потребления. И, по нашим прогнозам, к 2030 году количество ежедневных доставок увеличится до 1,5 миллиона.
Запретить сейчас курьерскую доставку – это не то, что нужно москвичам. Запрещать – это не значит решить данную проблему. Поэтому в правительстве Москвы принято решение о том, что мы хотим больше контролировать этот сегмент и понимать, кто эти курьеры. Если они нарушают правила дорожного движения или создают угрозу, правоохранительные органы в первую очередь должны понимать, кто этот человек, как его найти, привлечь к ответственности и исключить его из системы работы курьеров, тем самым не мешая осуществлять привычный для горожан сервис. Мы организовываем контроль за процессом так, чтобы их поездки были максимально безопасными. Для этого у нас на средствах индивидуальной мобильности уже есть номера, на сумках есть номера, и мы через камеры городского видеонаблюдения понимаем, кто этот курьер.
Сейчас город содействует развитию таких высокотехнологичных отраслей промышленности, как фотоника, микроэлектроника. Расскажите, пожалуйста, каких результатов в этом году удалось добиться в плане развития этих направлений и какие меры поддержки, среди оказываемых городом, наиболее популярны у предприятий?
– Исторически в Москве создана огромная промышленная инфраструктура. В 90-х годах, к сожалению, многие предприятия не смогли продолжать развиваться, тому есть масса причин. Тем не менее в Москве давно существуют наукоёмкие высокотехнологичные отрасли. Наверное, многие знают, что Зеленоград строился как центр микроэлектроники всего Советского Союза, где были собраны лучшие учёные, лучшее оборудование, построена огромная инфраструктура для развития микроэлектроники, институты. И сейчас там продолжается научно-исследовательская деятельность, развиваются технологии. Правительство Москвы активно поддерживает такие производства наряду с электромобилестроением, фарминдустрией, разработкой и производством медицинских изделий и пищевой промышленностью.
Поддержка существующих и создание новых производств – это часть промышленной политики, реализуемой правительством Москвы. Основные наши задачи – это, конечно, комплексная помощь малым, средним и большим предприятиям. Для этого есть Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства, который помогает с точки зрения финансирования, снижения стоимости кредитов, лизинга, развития как существующих, так и новых производств.
У нас есть ещё отдельное очень важное направление – особая экономическая зона "Технополис Москва". На трёх больших площадках: "Алабушево", "Руднево" и "Печатники" – строится большое количество новых производственных площадей как за счёт частного бизнеса, так и за счёт городских средств.
Город сдаёт эти площади в долгосрочную аренду по разумной ставке с целью, чтобы дальше эти предприятия развивались. Мы оцениваем их показатели: просим со всех достаточно подробный бизнес-план и вместе с коллегами отслеживаем, как они развиваются: сколько рабочих мест создано, какой объём производства, какие изделия предприятие планировало выпустить и что выпускает по факту. Если нужна какая-то помощь, содействие от других регионов страны и крупных компаний, то мы готовы помочь. Например, кому-то нужно купить крупный станок, который производится в Российской Федерации, мы оказываем и такую поддержку тоже, чтобы предприятие расширялось и появлялись новые высокотехнологичные рабочие места.
Благодаря мерам поддержки в промышленности города сегодня занято свыше 755 тысяч человек и работает порядка 4600 предприятий в разных отраслях, которые быстрыми темпами развивают свой не только производственный, но и научный потенциал.
И, благодаря тому, что в Москве огромное количество высших учебных заведений в области инженерных наук, молодые специалисты активно приходят после учёбы на работу в промышленность города. Это даёт нам, конечно, существенные конкурентные преимущества, позволяет московской промышленности динамично развиваться.
Могу сказать, что те планы, которые мы перед собой ставили по промышленности в 2025 году, полностью выполнены. Мы, конечно, не останавливаемся и продолжаем развитие. Поэтому ещё несколько цифр приведу: каждый 10-й работающий в Москве – это работающий в промышленности города. Мы представляем Москву как финансовый центр, где много услуг, городского транспорта, строительства. На самом деле Москва – это город высоких технологий. Поэтому обращусь к молодым людям, студентам, которые заканчивают в следующем году обучение: очень рекомендовал бы внимательно изучить московскую промышленность. Это огромное количество предприятий, которые работают, развиваются, можно даже подумать об открытии собственного дела.
А какие инструменты поддержки есть в правительстве Москвы, подробно описано на ресурсах Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы. Можно узнать, например, какие есть меры поддержки от города, чтобы развить свой, пусть на данном этапе и небольшой, производственный бизнес, который может вырасти в крупное серьёзное предприятие.
Мы беседуем в канун Нового года – главного семейного праздника для россиян. Город выглядит блистательно – всё кругом в огнях. У вас на душе уже праздничное настроение?
– Новый год – один из самых любимых моих праздников. Мы всегда готовимся, ждём сюрпризов и внимания со стороны наших друзей и близких. Поэтому, конечно, самое главное, что я хотел бы пожелать, – это здоровья, это исполнения всех желаний, ещё хочу пожелать всем, чтобы те планы, которые вы для себя наметили, обязательно исполнялись с первых дней следующего года и всё, что вы задумали, обязательно произошло.
Приглашаем всех москвичей и гостей города на наш каток на Северном речном вокзале. В этом году мы впервые покрыли льдом большую часть парковой зоны, общая площадь комплекса – свыше 9 тыс. кв. м, это в 19 раз больше, чем в предыдущие годы. В течение всех новогодних праздников посетителей ждут различные мероприятия, мастер-классы, уникальный ледовый городок – для его изготовления было доставлено свыше 30 тонн натурального льда из Мурманской области.
А 27 декабря состоится премьера уникального праздничного шоу на инновационной достопримечательности "Матрёшка Москвы" в парке "Зарядье". Мы подготовили цифровую интерпретацию всеми любимой сказки "Щелкунчик" и новогоднюю программу с известными музыкальными композициями. Её основной идеей станет история Нового года: с царских времён до сегодняшнего дня.
Проект "Матрёшка Москвы" мы тоже запустили в этом году, он разработан московскими инженерами, а все основные комплектующие произведены на столичных заводах.
Город делает всё для создания уникальной праздничной атмосферы. Традиционно у нас выходят на линию с новогодним оформлением и вагоны метро, и электробусы, и автобусы, и трамваи. Многие фотографируют наши яркие электробусы, красиво оформленные трамваи. Безусловно, очень приятно, что город в этом году очень ярко и красиво украшен. Огромное количество иностранцев в Москве, которые приезжают, как я знаю, именно для того, чтобы в эти новогодние каникулы, в новогодние праздники побыть в нашем городе. Огромное количество мероприятий, ярмарок в городе проходит. Конечно, я рекомендую передвигаться в эти дни на городском транспорте: точно больше успеете.
А мы постараемся вместе с моими коллегами из Департамента транспорта города Москвы, с сообществом таксистов в городе сделать так, чтобы вот эта праздничная атмосфера – она вас сопровождала при поездках на всех видах городского транспорта.
Что нового готовит москвичам транспортный комплекс столицы в 2026 году

Количество беспилотных трамваев в Москве вырастет до 15.

Начнётся масштабное поступление вагонов новейшей серии "Москва-2026".

Весной начнёт работу регулярный маршрут электросудов Лужники – Киевский вокзал.
