
Продолжение многосерийного детектива "Художник-2" для телеканала "Россия" снимается в парке "Москино". Проехав декорации древнего кремля, хромакеи, самолёт и "американские деревни", подходящие для какого-нибудь ковбойского вестерна (на самом деле здесь не так давно снимали сериал "Атом"), мы попадаем в Москву 1946 года. По Остоженке неспешно ездят ретроавтомобили: старенький "москвич" и трофейные "мерседес" и "ауди", по тротуарам прогуливаются дамы в шляпках, пальто, с небольшими сумочками и ридикюлями. Тут же куда-то спешат менее нарядные женщины в платках и с авоськами. Их обгоняют деловые мужчины в шляпах и с портфелями. И вот посреди этой толпы на дороге появляется хмурый мужчина в потёртой кожанке, брюках галифе и с рюкзаком за спиной. Это герой Константина Лавроненко возвращается с фронта...
– Моего героя зовут Батя, он фронтовик, и мы застаём его в тот момент, когда он возвращается с войны. Его цель – создать банду из бывших военных, не вписавшихся в мирную жизнь, – поясняет нам Лавроненко после того, как отснята сцена с его участием. – Что с ним произошло, почему он оказался на стороне зла, можно только фантазировать. Неинтересно играть однозначно плохого или хорошего персонажа, главное, чтобы это был живой человек со своими мыслями, чувствами, чтобы всё было убедительно, в первую очередь для самого себя.

По сюжету в 1946 году, когда мир ещё помнит ужасы войны, а между бывшими союзниками, СССР и США, уже разворачивается новое противостояние, в центре которого – создание ядерного оружия, в Москве происходит череда дерзких ограблений. Защищать покой мирных граждан в беспокойное послевоенное время в городе снова будут отважные МУРовцы. Один из них – старший лейтенант Алексей Костенко в исполнении Кирилла Зайцева.

– Во главе нашего отдела в первом сезоне был персонаж Андрея Смолякова – Ефимыч, на место которого сейчас встаёт персонаж Сергея Газарова – Геннадий Фёдорович Пульнер. А я, так сказать, его правая рука. Приходит также и новая кровь. И вместе мы расследуем новое преступление, поскольку в городе появляется новая банда, – делится с нами Зайцев. – Мы постарались в этом сезоне сделать, чтобы было так же интересно, как и в первом, потому что там главная интрига была в том, кто же Художник. Сейчас мы задаём другие вопросы – об убийствах и шпионах.

По словам Зайцева, для него работа в этом проекте – дань памяти таким картинам, как "Место встречи изменить нельзя", и, чтобы лучше понять ту эпоху и работу МУРовцев, он пересмотрел фильм Станислава Говорухина и перечитал книгу братьев Вайнеров.
– Главное, приезжая на съёмочную площадку от нашей сытой жизни, всегда держать в уме, что предстоит играть человека из послевоенного голодного времени, когда продукты по карточкам получали и опасно было на улицу вечером выйти, – уверен актёр.
– А собака, собака у вас будет? – в один голос спрашиваем мы, помня, что в первом сезоне самым близким существом для Алексея была немецкая овчарка, спасшая ему жизнь.
– В одиннадцатой серии моего четвероногого друга отравили, к сожалению. Кстати, мы до сих пор поддерживаем хорошие отношения с хозяйкой Миры. Так зовут собаку, которая играла Агну – моего друга, немецкую овчарку, которая вытащила меня с поля боя. Когда мы обсуждали второй сезон, я говорю Тимуру: "Слушай, а у меня будут отношения с человеком в новом сезоне? Потому что в первом моим партнёром была собака". На самом деле в этом сезоне мой персонаж откроется с другой стороны, мы больше поймём и о характере моего героя. И наконец будет любовная линия, – уклоняется от прямого ответа на вопрос о собаке Кирилл, чтобы не спойлерить. Видимо, из этих же соображений он отказывается нам назвать и имя той, с кем у него будет роман.
Из потенциальных кандидаток на сердце Костенко сегодня на площадке мы встречаем одетую в милицейскую форму Соню Присс.
– Я первый раз, честно говоря, снимаюсь в форме, и мне очень нравится. Это как-то сразу заставляет держать спину, приосанивает, – признаётся актриса. – Я играю девушку, которую зовут Варя, она новоприбывшая сотрудница Московского уголовного розыска, только-только знакомится со всеми сотрудниками, у неё будет очень захватывающая линия: и любовная, и детективная.

Соня рассказывает, что, будучи большой поклонницей сериала "Художник", очень серьёзно подошла к подготовке к этой роли:
– Мы отдельно встречались с режиссёром на читку и проговаривали, какая должна быть Варя, какие у неё основополагающие черты характера. Это очень интересный для меня персонаж, такого я ещё не играла, и я думаю, что зритель, досмотрев до конца наш сериал, поймёт, о чем я говорю, – рассказывает актриса. – Темп жизни тогда был совсем другой: люди по-другому думали, не так, как мы сейчас, у них не было такого информационного шума, такого количества отвлекающих факторов. Люди принимали решения дольше.
Наконец, завершив съёмки очередной сцены с движущимся трамваем в хромакейном павильоне, к нам выходит главный человек на площадке – режиссёр обоих "Художников" Тимур Алпатов.
– Я не люблю формулировку "второй сезон". Для меня этот фильм существует в двух частях, потому что, когда мы делали первую часть, она для меня была единой законченной историей. Но со временем нашлись интересные возможности структурные, сценарные и именно идейные, как историю продолжить и сделать дальше. Я, честно говоря, опасался этого, потому что очень сложно делать продолжение успешного сериала. Но, проведя почти полтора года работы со сценаристами, с креативной командой, когда мы дошли где-то до середины, до девятой серии, я убедился, что история получается, и она получается даже в чём-то звонче, интереснее, напряжённее, чем первая часть, – рассказывает режиссёр. – Спустя два года мы погружаемся в обстоятельства, которые за это время обросли новыми ситуациями, новыми героями, и мы, в принципе, в рамках нашего жанра идём вперёд. И за эти полтора года работы получилось сделать интересную сценарную конструкцию напряжённого триллера. Который даже в чём-то жёстче, чем первая часть.
Как признаётся режиссёр, во многом свою роль в решении снимать продолжение сыграло и то, как тепло "Художника" приняли зрители:
– Это показали рейтинги и внимание к фильму, общее мнение зрителя, поэтому было интересно поработать над этим сюжетом вновь. И это очень ответственно – поднять планку выше того, что было раньше. Я надеюсь, это получится. Я в это верю с первого дня работы над сценарием, и в это верит вся команда.
Помимо Кирилла Зайцева, к своим ролям во второй части вернутся Виктор Добронравов, Марина Александрова, Андрей Мерзликин и Сергей Газаров, а присоединятся Олег Фомин, Константин Лавроненко, Соня Присс и Фёдор Лавров.

Следователь Рудаков (Виктор Добронравов) будет разыскивать таинственного "Ювеля", руководителя шпионской сети. Люся (Марина Александрова) попытается начать честную жизнь с состоятельным мужем-застройщиком, оставив криминальное прошлое позади. Но когда её новый мир начнёт рушиться, вынуждена будет вернуться к Ливеру (Андрей Мерзликин) и снова погрузиться в преступный мир, где ей придётся бороться за своё будущее. Каждому герою предстоит столкнуться с выбором, который определит не только его личную судьбу, но и, возможно, судьбу всей страны.

Новый сюжет будет полон неожиданностей, обещает режиссёр:
— Мы следуем конструкции первой части, в которой мы тоже неожиданно расправились с героями, теми, с которыми зритель не ожидал, что мы расправимся. Вот в этот раз мы тоже постараемся удивить всех. Будут неожиданные вещи. Я хочу, чтобы у зрителя мурашки по коже пробежали и чтобы он подскочил в кресле, как многие в прошлый раз, с вопросами и со звонками мне: "Что ты, Тимур, делаешь? Зачем ты так поступаешь?" Это и цепляет зрителя.
"МОСКИНО" И НЕ ТОЛЬКО
Кроме площадки парка "Москино", где съёмки происходят впервые, во многом создатели фильма пошли по технологии первой части, рассказывает продюсер проекта Юлия Сумачева:
– Мы снимали в павильоне декорации милицейского отдела, потом были съёмки в Люберцах, в Горном институте, в МГУ. Было множество атмосферных квартир в Москве. Ещё во время съёмок первого сезона мы столкнулись с огромной проблемой – почти не осталось локаций из того времени. Везде видны следы прогресса: где-то пластиковые окна, где-то недавно прошла реставрация. Очень многое пришлось убирать с помощью компьютерной графики.

– Москву 1946 года мы нашли в Костроме – там мы будем снимать рынок, реку, заводы. Всё, что касается того времени, в городе ещё осталось, это крупицы той эпохи, – продолжает продюсер.– Здесь, в "Москино", мы снимаем декорацию Москвы, она нам даёт какую-то монументальность, а там будем снимать уже окраины и всё остальное. В первой части у нас была Коломна. В прошлом году мы съездили её посмотреть и поняли то, что ресурс города мы уже использовали – ничего нового там не сделать.
И КОЕ-ЧТО О КОСТЮМАХ
– У нас была сложная задача привнести что-то новое в образы персонажей, знакомые зрителю. В первом сезоне действие разворачивается в военное время, сейчас – уже в послевоенное, соответственно, мы добавили больше цвета. Москва оживает, приходит весна, радость победы. И, соответственно, наши образы будут более женственные и весенние: это лёгкие красивые ткани, цветочные узоры, – рассказывает Екатерина Невейницына, художник по костюмам.
По её словам, для этой работы потребовалось просмотреть очень много хроники:
– Было очень интересно изучать, как ходили люди в быту каждый день, как выглядели мужчины, женщины той эпохи. Конечно, мы на это опирались и смотрели разные материалы и плюс фильмы тех лет, – продолжает она.
Пошив, по словам художницы, идёт до сих пор, производство не останавливается. Бывает так, что есть только сутки, чтобы сделать костюм. Хорошо, когда дают несколько недель.
– У нас очень много персонажей, очень много эпизодов. По моим подсчётам, мы должны создать около 260 образов, плюс костяк главных героев, которые остались у нас с первого сезона. Появилось много каскадёрских сцен, которые тоже требуют определённого подхода. Вещи должны быть удобные, чтобы каскадёры могли в этом комфортно двигаться, – делится Екатерина и признаётся, что ей, как художнику, очень нравится работать с женскими костюмами.

– Для персонажа Марины Александровой я делала костюмы с особым трепетом. Марина сама по себе красавица, и её одевать – одно удовольствие. Для неё мы искали старые выкройки из журналов и специально воссоздавали ретромодели. Старались попасть в её цветовую гамму, – вспоминает мастер. – К сожалению, мы не всегда можем себе позволить дать актёру в кадр старинную вещь, потому что не каждая вещь переживёт съёмки. Но иногда предупреждаешь, говоришь: "Это винтаж. Пожалуйста, будьте осторожны".

Некоторые вещи Екатерина даже доставала из личных сундуков:
– Шифоновые блузки – это вещи из моей личной коллекции, они достались мне ещё от моей бабули. Шифон очень нежный материал, он разрушается от стирок, поэтому такие вещи мы бережём и даём только на крупные планы. У Марины, например, есть ретро-манишки, тоже доставшиеся мне по наследству. И даже клатч моей бабушки.