Медведь напал на сибиряка: интервью с выжившим и хирургом, собравшим ему лицо

43-летний житель села Верхнеусинское (Красноярский край) Виктор Селигеев пережил нападение разъярённой медведицы. Metro поговорило с бывшим учителем физкультуры о неравной схватке в лесу, а также с челюстно-лицевым хирургом, заново создавшим ему лицо, и с возлюбленной жертвы, не отходящей от него ни на минуту
Медведь напал на сибиряка: интервью с выжившим и хирургом, собравшим ему лицо
Руслан Меллин
Виктор Селигеев, пострадавший в результате нападения медведя, в операционной

Сюжет фильма "Выживший" с Леонардо Ди Каприо частично повторился в России. 18 сентября Виктор Селигеев отправился собирать кедровую шишку в районе залива Тепсей, даже не подозревая, чем для него обернётся эта затея (ранее в местном лесу инцидентов с медведями не было). С Виктором по лесным тропам ходили ещё пять человек. В какой-то момент он отбился от группы – отправился в одиночку на пригорок. Медведь напал на него там в 11 часов утра. Случаи нападения косолапых на людей нередки, однако Виктор точно не знал, как вести себя при встрече с медведем – остаться в живых помогла удача.

Выжить при нападении медведя

– Услышал шорох, поднимаю голову – прямо на меня летит медведь! – рассказывает Metro Виктор – сейчас у него слабый голос, однако в нём чувствуется и сила. – Большой, серо-бурый. До меня всего три метра... Сначала зверь фыркал, а потом как зарычит! Я пытался убежать, метался от дерева к дереву. На одно даже думал взобраться, но медведь подсёк меня лапой. Воткнул когти в бедро, рядом с ягодицей, чтобы я не рыпался. Сломал несколько рёбер и начал меня грызть. Я рукой от его зубов защищался – он её в трёх местах прокусил. И принялся за лицо. Выворотил полностью верхнюю челюсть, повредил нижнюю. Правый глаз задел. Ну и снял скальп почти со всей головы...

Неожиданно медведь прекратил нападение – и убежал в лес. Всего "схватка" длилась пять минут. 

Лагерь, где Виктор ждал вертолёта
предоставила Юлия Селигеева
Лагерь, где Виктор ждал вертолёта

– Когда медведь ушёл, я лежал – собирался с силами, – продолжает свой рассказ Виктор. – Понимал, что надо спускаться к товарищам. Мне нельзя было терять сознание, иначе истёк бы кровью. Кое-как поднялся, спустился с пригорка, докричался до мужиков. Они прибежали и оказали первую помощь – перетянули руку. Стали вызывать вертолёт. Из другого лагеря прибежали парни с ружьём. Я опасался, что медведь придёт за мной... Думаю, это была всё же медведица. Мне сделали носилки – я не мог ходить, разговаривать. Донесли до стана, где мы и стали ждать "вертушку". Вертолёт прилетел часов в 6 вечера, меня доставили в Абакан. Спасибо хирургам, они буквально вытащили меня с того света!

Позже по следам на месте нападения выяснилось, что на Виктора, скорее всего, действительно напала медведица, которая гуляла с медвежонком. Как рассказывали местные, потом хищница несколько раз возвращалась – вероятно, в поисках Виктора. Егерю дали задание застрелить медведя, но пока это сделать не удалось.

Череп едва не лопнул от компрессии

Врачам предстояло проделать огромную работу, чтобы восстановить Виктора. Настоящим героем стал челюстно-лицевой хирург Руслан Меллин, который, несмотря на большую усталость, всё сделал как надо.

Руслан Меллин нарисовал нападение медведя на своего пациента. Работал прямо на дежурстве, рисовал перьевой ручкой – на картину ему понадобилось 40 минут. Чтобы сделать рисунок правдоподобно, он подробно поговорил о нападении медведя с пациентом
врач-художник Руслан Меллин
Руслан Меллин нарисовал нападение медведя на своего пациента. Работал прямо на дежурстве, рисовал перьевой ручкой – на картину ему понадобилось 40 минут. Чтобы сделать рисунок правдоподобно, он подробно поговорил о нападении медведя с пациентом

– В день, когда это случилось, я ещё делал 6 часов ринопластику, затем 3 часа – блефаропластику, – вспоминает в беседе с Metro Меллин. – Болели спина и ноги – растратил все силы в операционной. Но решил поменяться с коллегой сменами, поэтому с 16 часов вышел на суточное дежурство. Думал, отдохну, бумажки позаполняю. Но вечером раздался звонок от начмеда, он объявил боевую готовность, рассказал про медведя. Сообщил, что работники МЧС везут пациента в нашу больницу. Я позвонил коллеге, с которой сменами поменялся, сказал ей бросать все дела и выходить дежурить. Ждали пациента часа три.

Первым делом Виктора доставили в терапевтическое отделение. Узнав об этом, Руслан Меллин побежал к нему вместе с коллегой Натальей Подгорной. Виктору уже сделали КТ – мозговой отдел скелета не пострадал. 

Цифра
3
метра - приблизительный рост медведя, напавшего на Виктора

А вот лицо представляло собой одно сплошное кровавое месиво.

– На голову прилипли листья, сено, трава, на ней копошились насекомые, – вспоминает Меллин. – Я сразу попытался пошутить: "Вас медведь грыз, как же не доел?". Говорить Виктору мешала кость во рту, но он улыбнулся, хоть губы и были разорваны: "А вы у медведя спросите". Начал щуриться, улыбаться. Спросил его, обоими ли глазами он видит. "Да, я потому и сбежал от медведя – хорошо видел", – последовал ответ. Я понял, что это – очень умный человек, настоящий боец. 

Бурый медведь в Красноярске
Илья Наймушин / @РИА "Новости"
Бурый медведь в Красноярске

Будто граната взорвалась

– Первым делом обработали раны – отмочили все корки, убрали грязь, чтобы увидеть полную картину, – говорит Меллин. – Отмывали где-то полчаса – аккуратно, я бы даже сказал, нежно. На лобной и затылочной костях увидели вмятины от клыков – целые борозды. Не знаю, почему у пациента не лопнул скелет мозгового черепа, ведь компрессия была жуткая. Видимо, кость у Виктора плотная.

После этого началась тончайшая работа. Меллину с коллегой предстояло совершить практически чудо: собрать Виктору лицо заново, стараясь сохранить эстетику.

– Лицевая часть была раздроблена. От верхней челюсти почти ничего не осталось – её фрагменты (нёбные кости, пазухи), оторванные от своих привычных мест, находились в полости рта и в ранах, которые выходили на наружную поверхность лица. С верхней челюсти выпали все зубы, часть болталась на лохмотьях слизистой рта, другие можно было увидеть снаружи рта – в ране возле уха и под глазом. Нёбная кость отсутствовала, на её месте оказались три полости – две вели в гайморовые пазухи, третья – в полость носа. Нижней челюсти Виктора повезло больше всего, она осталась практически не тронутой медведем, отсутствовало всего 3 зуба. Я отмыл кости, самые крупные прикрутил винтами туда, где было можно. Как мог, пристроил отломки, лишние зубы убрал, раздробленную скуловую кость собрал воедино и зафиксировал. 

Цифра
6
часов длилась операция, которая "вернула" Виктору лицо

Затем хирурги начали зашивать полость рта.

– А там будто граната взорвалась! Слизистая щеки разлетелась, полости рта будто и вовсе не было. Слизистую очень долго зашивали, были лоскутные травмы. Кроме того, надо было создавать новый сосуд, который бы представлял полость рта. Собрали верхнюю челюсть, на мой взгляд, это было важным решением – если бы избавились от костей, как того требовал протокол, то у мягких тканей отсутствовал бы каркас, а он важен для эстетики лица. К сожалению, лицевой нерв был сильно повреждён – у пациента в дальнейшем будут проблемы с мимикой на правой стороне (но не исключаю возможности её полного восстановления). Это не так страшно, учитывая обстоятельства. Ещё проблема возникла – с выводом инфекции. Такие раны долго гноятся, тяжело заживают. Микрофлоры полости рта человека и медведя совпадают не более чем на 15 процентов, может быть агрессивное проявление инфекции. Но обошлось. 

Наконец, хирургам пришлось прикреплять на кости мышцы – и так технично, чтобы контуры лица остались ровными. 

– Я старался пришивать мышцы туда, куда было надо. Через рану собрал кости носа, которые валялись в полости рта. Достал их, прикрутил пластинами на нос – они хорошо себя проявили, сейчас приживаются. Затем стали зашивать кожу – лоб, веки, глаза, перешли на губы. Собрали красиво с правой стороны, переключились на левую. Когда зашивали затылок, я последние силы отдал – думал, упаду замертво. Всю ночь оперировали, только в 6 утра закончили. Я 40 минут поспал, а уже в 7 утра – отчёт. Причём в плане на день – ещё две большие операции. 

Виктор прошёл уже не одну операцию – и идёт на поправку
предоставила Юлия Селигеева
Виктор прошёл уже не одну операцию – и идёт на поправку

Дома Виктора ждут дети

Сейчас Виктор находится в больнице, его продолжают оперировать. От него не отходит любимая женщина Юля, воспитательница в детском саду. 

О том, что случилось, она узнала на работе от полицейского. 

– Уже и не помню, как добиралась до дома, мне надо было что-то сказать детям – у нас с Витей две дочурки и сынуля, который как раз пошёл в первый класс. Но старшая дочь наткнулась на видео в Интернете, как отца несут на носилках. Я долго не могла её успокоить. Ту ночь, когда шла основная операция, мы провели без сна, много молились и верили, что Витя справится. На следующий день дозвонилась до больницы – узнала, что операция прошла хорошо. Прогнозов не давали, но то, что он был жив, успокаивало. В глазах не осталось слёз... Сейчас я рядом с любимым. Мы всё переживём, ибо самое страшное – позади. Он скоро поправится, ведь дома нас ждут трое замечательных детей! 

Виктор и его жена Юля
предоставила Юлия Селигеева
Виктор и его жена Юля

По словам Юлии, состояние Виктора сейчас – стабильное. Его пока кормят через зонд, потому что не зарубцевались ещё раны во рту.

– Но раны заживают, кости – тоже, – говорит она. – Повреждённый правый глаз начинает функционировать, видит уже отчётливо. Мы постоянно с Витей о чём-нибудь говорим. Он пытается понять, почему медведь бросил его в лесу, дал возможность жить дальше. Как будто кто-то нашептал зверю на ухо: "Оставь его". Я никогда в чудеса не верила, но тут – истинное чудо! Очень благодарна врачам республиканской клинической больницы Абакана, низкий поклон Руслану Меллину. У этого молодого специалиста доброе сердце и золотые руки!