
На участке между станциями "Остров мечты" и "Кленовый бульвар" Бирюлёвской линии метро стартовала проходка левого перегонного тоннеля. Об этом сообщил Сергей Собянин в своем канале.
По словам Мэра Москвы, комплекс "Эсмина" должен проложить 1,68 км тоннеля на глубине около 29 метров. Правый перегон начали разрабатывать ещё летом — эти работы ведет комплекс "Елена". Оба направления планируют завершить в 2026 году. Сейчас на Бирюлёвской линии одновременно строятся станции "ЗИЛ", "Остров мечты" и "Кленовый бульвар", и темпы, по его словам, соответствуют графику.
Бирюлёвский радиус станет седьмой новой линией метро, возведённой в столице с 2014 года. Жители районов Бирюлёво Восточное и Бирюлёво Западное, где к 2030 году будет проживать порядка 260 тысяч человек, впервые получат прямой доступ к метро.
Первые концепции развития метро в Бирюлёве появились ещё в начале 1970-х годов — после включения территории в состав Москвы в 1960-м здесь активно велось жилищное строительство. Позднее проект вошёл в генеральный план города 2010 года.
В 2021–2023 годах, по поручению Сергея Собянина, были подготовлены и утверждены проекты планировки будущей линии.
Развитие Бирюлёвской линии
Новая линия соединит территорию бывшего ЗИЛа с Бирюлёво Восточным и Бирюлёво Западным. Это позволит:
- повысить качество транспортного обслуживания жителей и сотрудников новых кварталов ЗИЛа, а также районов Даниловский, Нагатинский Затон, Нагатино-Садовники, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно и Бирюлёво — в сумме свыше миллиона человек;
- уменьшить время поездки из Бирюлёва Восточного и Западного до центра города примерно на 30 минут — с 67 до 37;
- улучшить доступность тематического парка "Остров мечты";
- снизить нагрузку на станции Замоскворецкой, Серпуховско-Тимирязевской и Большой кольцевой линий: "Царицыно" и "Кленовый бульвар" получат разгрузку на 27%, "Технопарк" — на 35%;
- сократить интенсивность автомобильного движения и положительно повлиять на экологическую ситуацию;
- упростить пересадки на МЦК, БКЛ, Замоскворецкую и Троицкую линии метро, а также на поезда Павелецкого направления МЖД.
Протяжённость новой радиальной линии составит более 22 км, в её составе появится 10 станций:
- "ЗИЛ" — рядом с одноимённой станцией МЦК, у пересечения проспекта Лихачёва и улицы Братьев Рябушинских (пересадка на МЦК и Троицкую линию);
- "Остров мечты" — возле парка развлечений, между проспектом Андропова и Южным ландшафтным парком (пересадка на Замоскворецкую линию);
- "Кленовый бульвар" — вдоль одноименного бульвара, рядом с улицей Новинки (пересадка на БКЛ);
- "Курьяново" — около примыкания 4-й Курьяновской улицы к Батюнинской;
- "Москворечье" — поблизости от пересечения улицы Кошкина и Каширского шоссе;
- "Луганская" ("Кавказский бульвар") — вдоль Кавказского бульвара, недалеко от Ереванской улицы;
- "Каспийская" — в районе пересечения 6-й Радиальной улицы с Проектируемым проездом № 6631;
- "Липецкая" — вдоль одноименной улицы, рядом с Педагогической;
- "Лебедянская" — на Липецкой улице, рядом с Лебедянской;
- "Бирюлёво" — у Булатниковской улицы, недалеко от станции Бирюлёво-Пассажирская Павелецкого направления МЖД.
На первом этапе линию будет обслуживать депо "Южное", а к 2030 году для неё построят новое депо "Бирюлёвское".
Запуск линии планируется поэтапно: участок "ЗИЛ" — "Курьяново" длиной 8,65 км (четыре станции) откроют в 2028 году, а продолжение до "Бирюлёва" протяженностью 13,55 км (шесть станций) — в 2029-м.
Все станции Бирюлёвской линии проектируют с учетом максимального удобства для пассажиров. Здесь установят современные турникеты, кассы и терминалы самообслуживания, а также оборудование для оплаты проезда по биометрии. Система навигации будет полностью цифровой — это обеспечит более высокую читаемость указателей и позволит оперативно обновлять информацию.
На маршруте будут работать новые российские поезда с кондиционированием, широкими дверями, сквозными проходами, информационными экранами и возможностью зарядки гаджетов через USB- и Type-C-разъемы.
По предварительным оценкам, на первых этапах Бирюлёвской линией будут пользоваться около 32 тысяч человек в сутки, а после полного запуска пассажиропоток вырастет до 170 тысяч.
Сейчас, кроме проходки между "Кленовым бульваром" и "Островом мечты", активно идёт строительство трёх станций — "ЗИЛ", "Остров мечты" и "Кленовый бульвар". Рабочие занимаются созданием монолитных конструкций и разработкой грунта котлованов.
На других участках будущей линии продолжаются подготовительные работы. За проектирование и возведение объектов отвечает АО "Мосинжпроект".
Итоги программы развития метро
С 2011 года в Москве построено и реконструировано свыше 260 км линий метро и МЦК, 127 станций и 14 электродепо, включая вагоноремонтный завод "Братеево".
Совместно с ОАО "РЖД" были запущены четыре линии наземного метро — МЦД-1, МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4. Их протяжённость составила 303 км, а общее число станций — 137, из которых 53 обеспечивают пересадки на метро, МЦК и МЦД.
Построенные линии и станции
Люблинско-Дмитровская линия:
- "Марьино" — "Зябликово" (три станции);
- "Марьина Роща" — "Физтех" (девять станций).
Калининская и Солнцевская линии:
- "Новогиреево" — "Новокосино" (одна станция);
- "Деловой центр" — "Аэропорт Внуково" (14 станций).
Замоскворецкая линия:
- "Красногвардейская" — "Алма-Атинская" (одна станция);
- "Технопарк";
- "Речной вокзал" — "Ховрино" (две станции).
Арбатско-Покровская линия:
- "Митино" — "Пятницкое шоссе" (одна станция).
Таганско-Краснопресненская линия:
- "Выхино" — "Котельники" (три станции);
- "Спартак".
Бутовская линия:
- "Улица Старокачаловская" — "Битцевский парк" (две станции).
Сокольническая линия:
- "Юго-Западная" — "Потапово" (восемь станций).
Некрасовская линия — восемь станций.
Большая кольцевая линия — 31 станция.
Троицкая линия: "ЗИЛ" — "Новомосковская" (11 станций).
МЦК — 31 станция.
МЦД-1—4: 137 станций, включая 53 пересадочные.
Электродепо (новые и реконструированные): "Митино", "Братеево", "Печатники", "Выхино", "Планерное", "Нижегородское", "Лихоборы", "Солнцево", "Владыкино", "Руднево", "Сокол", "Аминьевское", "Южное" ("Братеево-2″), "Столбово".