Metro побеседовало с многообещающим якутским режиссёром Степаном Бурнашёвым

Новое якутское кино сегодня в тренде. Фильмы этого региона получают фестивальные призы, успешны в прокате, купаются в зрительской любви.
Metro побеседовало с многообещающим якутским режиссёром Степаном Бурнашёвым
Екатерина Чеснокова | @ РИА Новости
Режиссёр Степан Бурнашёв.

Как вы думаете, чем якутское кино "цепляет" зрителя, не только в России, но и в мире?

Многие говорят, что якутское кино – это экзотика, но я общаюсь с коллегами, со зрителями на фестивалях и понимаю, что так можно было бы сказать в начале пути. А сейчас же, когда много якутских фильмов попадает на фестивали и отборщики смотрят их каждый год, говорить, что для них это новый регион или что-то экзотическое, – уже бессмысленно. Мы просто снимаем кино о людях и для людей, про человеческие взаимоотношения, которые понятны всем. Всё же мы в первую очередь люди, хоть ты в Африке живи, хоть в Москве, хоть в Якутии.

В каких жанрах вы предпочитаете работать?

Я разножанровый режиссёр. Раньше я думал, что люблю экспериментировать, а сейчас понимаю, что это не любовь к экспериментам. Дело в том, что у меня много идей, есть много того, о чём я хочу рассказать, и эти истории отличаются друг от друга и по содержанию, и по жанру. Допустим, была криминальная драма "Беглый" про бежавших заключённых. Можно было сделать чёрную комедию, но я хотел сказать, что в жизни не бывает плохих людей, а бывают обстоятельства, в которых люди иногда выбирают не тот путь или совершают плохие поступки. Или у меня был фильм "Первая любовь" про взаимоотношения мужчины и женщины среднего возраста. Он коневод, она бизнесвумен. Здесь воспоминания об их первой любви и уже устоявшийся уклад жизни сплетаются в клубок, когда они пытаются жить вместе. В каком жанре это рассказать? Или взять фильм "Чёрный снег" – историю дальнобойщика, который застревает на морозе. Там я хотел сказать: будьте осторожны на дорогах, соблюдайте технику безопасности. Киноведы и кинокритики обозначили жанр как "боди-хоррор". А я думал, что снимаю драму с элементами триллера.

Какие проекты есть у вас сейчас?

У меня есть два фильма. Один называется "Наша зима", он уже закончен, сейчас мы ищем фестивали, которые могли бы им заинтересоваться. Это история супружеской пары, у которой после 10 лет совместной жизни в отношениях случается ступор, и они решают развестись. Кроме них там есть ещё один важный герой – это холод, а точнее, самый холодный город в мире – это мой Якутск. В фильме снялись Ирина Михайлова – актриса Саха академического театра им. П. А. Ойунского, она снималась картинах "Белый ягель" и "Нуучча», и Илья Яковлев – он работает в ТЮЗе и известен по фильму "Иччи". Вторая картина называется "Айта". Это история о любви родителей к ребёнку. Дело происходит в деревне, где случается трагедия, обстоятельства которой ещё не выяснены, но уже ползут слухи и домыслы, выносится приговор. Я считаю, что в век цифровых возможностей это очень большая проблема: современное общество не в полной мере и не в том ключе их использует.

В фильме задействовано много известных якутских актёров, это Иннокентий Луковцев, Георгий Бессонов, Ильяна Павлова. Снимали в моей родной деревне, в Соморсунском наслеге, в Амгинском улусе Якутии. Там безумно красивая природа, замечательные люди. Но в силу жанра мы всё это в полной мере не показываем. Но я уверен, что ещё вернусь туда и покажу весь этот прекрасный мир в другом фильме.