МОСКВА

Международные сервисы бронирования отелей приостановили работу в РФ. Заменят ли их наши?

О плюсах и минусах российских поисковиков рассказывает обозреватель Metro, собравшийся на выходные в Вологду
Российские туристы присматриваются к отечественным агрегаторам
pixabay

Планы на Вологду

Новости о том, что сайты по поиску и бронированию отелей приостанавливают деятельность в России: "ушли" Booking, Tripadvisor, Airbnb, – заставили нервничать тех, кто привык через них снимать жильё. И вообще планировать путешествия: там было много полезной, детальной информации о том, что посмотреть, где поесть, как арендовать автомобиль, в каких окрестностях побывать. За один заход на сайт можно было спланировать всю поездку. 

Не говоря уже о бонусах для постоянных клиентов. Мне, как обладателю "Genius 2-го уровня" (по программе лояльности на Booking), полагалась скидка на проживание 10–15%, а в каких-то отелях — и бесплатные завтрак, повышение категории номера. Неужели теперь никакой экономии?

Я давно собирался в Вологду, а оттуда съездить в Ферапонтов монастырь — посмотреть фрески Дионисия – и в другое "место силы" — древний Кирилло-Белозерский монастырь. Теперь предстояло снимать жильё, планировать поездку, искать выгоду с помощью отечественных поисковиков. 

Вологда манит памятниками древней архитектуры и красотой северной природы
предоставлено Официальным туристским порталом Вологды

Подобрать отель

По запросу "отель в Вологде" "Яндекс" предложил воспользоваться его же сервисом "Яндекс. Путешествия". Войдя через свой аккаунт, я был удивлён приветствием: "Добрый день. Специально для вас мы снизили цены" — что бы это ни значило, приятно. Рядом с ним заметил плашки "Кешбэк Плюс" (бонусы за покупки в сервисах поисковика) и "Возврат 20% МИР" (акция Ростуризма и платёжной системы МИР). Я применил обе опции — поисковик предложил на выбор пять отелей категорий 3 и 4 звезды, в стоимость двух из них был включён завтрак. 

Итак, за две ночи в гостинице "Светлица" (7000 руб.) на карту МИР мне должно вернуться 1400 рублей и ещё 700 бонусов — на "Яндекс. Плюс". Итого экономия составит 2100 рублей!

Однако в процессе оплаты система отклонила карту МИР. И дело оказалось не в ней. Как я выяснил на сайте мирпутешествий.рф (официального партнёра программы Ростуризма и МИРа), ни "Светлица", ни другие отели в Вологде из числа предложенных на "Яндекс. Путешествиях" в этой программе не участвуют. Пришлось воспользоваться другой картой, и теперь остаётся надеяться на возврат 700 бонусов в "Яндекс. Плюс" — это примерно соответствует размеру скидки на Booking, но бонусы я могу потратить только на сервисах российского поисковика.

Для сравнения поинтересовался, что за бронь "Светлицы" сулят другие российские сервисы. На сайте OneTwoTrip номер в этом отеле на 48 рублей дешевле. А если бы я установил приложение этого сервиса, то мог бы копить так называемые трипкоины (они эквивалентны рублю), причём в двукратном размере, и таким образом получить до 15% скидки на последующие бронирования.

У другого популярного сервиса бронирования, Ostrovok, была программа лояльности, по которой клиент копил "сны" (эквивалентные рублям), и при повышении статуса "снами" можно было оплатить до 60% бронирования отеля, но теперь эта программа не работает. 

В поисковике "Броневик" приглянувшийся отель предлагают за те же 7000 рублей за две ночи, и можно получить 8%-ный кешбэк по картам МИР и “Тинькофф”. 

А что с развлечениями и едой?

По разнообразию других услуг, которые можно заказать на сайте вслед за отелем, к ушедшим с российского рынка поисковикам приближен лишь OneTwoTrip: так, в разделе "Экскурсии" мне предложили 13 вариантов по Вологде и её окрестностям. А для того, чтобы разобраться с тем, где поесть, пришлось обратиться на Tripadvisor — благо, там приостановлены не все опции. Помогли сориентироваться не только описания кафе, ресторанов, кофеен, но и многочисленные отзывы посетителей. Этим ценен и раздел "Развлечения", где обо всех музеях и достопримечательных местах можно узнать из подробных комментариев тех, кто там побывал. Конечно, было бы удобнее всю эту информацию находить одном сайте. 

Большой выбор экскурсий по Вологде и окрестностям предлагает лишь один российский поисковик отелей.
предоставлено Официальным туристским порталом Вологды

Сейчас для российских поисковиков отелей самое время занимать опустевшие ниши, улучшать опции для клиентов. Этого от них ждут и отели, которым тоже приходится адаптироваться к новым реалиям. Как сообщили Metro в российской гостиничной сети AZIMUT Hotels, победителя в двух номинациях престижной премии World Travel Awards 2021, сразу после ухода Booking доля бронирований через него сократилась с 43% до 16% и продолжает уменьшаться с каждым днём. Зато на 23% выросли бронирования через официальный сайт гостиничной сети, а через отечественные сервисы — всего на 4% и составляют лишь 7%. 

Российским поисковикам есть куда расти. "Для пользователей сервиса будет играть важную роль возможность спланировать всю поездку за один раз, то есть забронировать в одном месте не только проживание, но и билеты, и трансфер, — считают в  AZIMUT Hotels. — Большое значение будет иметь полнота информации об объекте размещения и о том, как добраться до места назначения в условиях ограничений, например, когда временно закрыты аэропорты на юге России".