Минфин России предложил изменить порядок взимания НДФЛ с процентов по банковским вкладам. Согласно поправкам, которые ведомство намерено внести ко второму чтению законопроекта, с 1 января 2027 года банки будут удерживать налог по ставке 13%, а затем ФНС рассчитает возможную доплату с учётом прогрессивной шкалы. Об этом сообщили в пресс-службе министерства, передаёт РИА "Новости".
Изначально предполагалось, что кредитные организации станут налоговыми агентами и будут ежемесячно рассчитывать и удерживать налог с депозитных доходов граждан. Если годовой доход человека превысит 2,4 миллиона рублей, к нему должна применяться повышенная ставка НДФЛ.
Однако после обращений банков Минфин предложил изменить механизм. Ведомство пояснило, что финансовые организации будут перечислять налог по базовой ставке, а по итогам налогового периода налоговая служба определит окончательную сумму обязательств и при необходимости доначислит разницу в следующем году.
Банкам предоставят время на техническую подготовку. До конца 2027 года они должны будут адаптировать свои системы для полноценного применения прогрессивной шкалы. Точные сроки перехода определят после дополнительных консультаций с заинтересованными сторонами.
Ранее Минфин включил передачу кредитным организациям полномочий налоговых агентов по НДФЛ с депозитных процентов в "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов".
Сейчас банки не удерживают этот налог самостоятельно. Они передают ФНС сведения о выплаченных клиентам процентах, после чего налоговая рассчитывает обязательства граждан и выставляет уведомления вместе с имущественными налогами.
НДФЛ начисляется не на сумму вклада, а на полученные проценты. При этом налогом облагается только доход, превышающий установленный необлагаемый лимит. Он рассчитывается как произведение 1 миллиона рублей и максимальной ключевой ставки Центробанка за соответствующий год.
В 2025 году максимальная ключевая ставка достигала 21%. Поэтому необлагаемый процентный доход составлял 210 тысяч рублей. В 2026 году максимальное значение ставки, достигнутое весной, составило 16%, что соответствует лимиту в 160 тысяч рублей.
С 2027 года для процентных доходов по вкладам планируется применять общую прогрессивную шкалу НДФЛ. Она предусматривает пять ставок:
- 13% – для годового дохода до 2,4 миллиона рублей;
- 15% – от 2,4 до 5 миллионов рублей;
- 18% – от 5 до 20 миллионов рублей;
- 20% – от 20 до 50 миллионов рублей;
- 22% – свыше 50 миллионов рублей.
