
Венок мне не выдали – не положен по статусу, их носят только боги.
– Будешь матроной, – говорит мне режиссер театра “Мистерион” Елизавета Рылова.
Путаясь в необъятном одеянии, которое называют пеплосом, я думаю: “Матрона так матрона. Хорошо, что в рабство не продали”, и вливаюсь в весёлый коллектив людей, представляющих разные народности античного периода.
На сцене тем временем разворачивается действие спектакля “Боги Олимпа”. Публика увлеченно следит за интригами богов и бесстрашно подтрунивает над ними.
Актёр Евгений Жигаленков в образе Зевса не страшен, а обаятелен и харизматичен. С таким богом хочется дружить и общаться, что и делают Гера, Посейдон и прочие небожители, которых изображают актёры театра “Мистерион”.
– Мы не первый раз в этом с удовольствием участвуем, формат уличного театра даёт невероятные эмоции. Публика взаимодействует с нами, даже дети вовлечены в представление, – делится он впечатлениями, обещая и впредь выступать на “Временах и эпохах”.

– Чтобы играть в античном театре, не обязательно быть реконструктором, но среди артистов они тоже есть. С 2016 года я занимаюсь организацией античной площадки, с каждым годом она становится всё интереснее. Нам трудно соперничать, например, с наполеонистами, они начинали реконструкции с 80-х годов, но всё-такие некоторая конкуренция есть, это придаёт дополнительный азарт, – рассказывает координатор фестиваля Павел Шитов.
Тем временем, разнообразно одетый народ начинает собираться на парад. Мои представления об античности пошатываются – тут не только римляне, но и галлы, кельты, германцы и ещё бог знает кто.
– Всё это посвящено первому веку нашей эры и году четырех императоров. Мы реконструируем не только одежду, но и ремёсла, быт, интерьер. Роспись термополии, например, которая играла роль кухни, взята с раскопок Помпеи, – поясняет Павел.
На термополии расставляют травы, из которых вскоре начнут делать благовония. Рядом раскладывают всё необходимое для других мастер-классов. Но всё это будет потом, после парада.

– Сними перед парадом очки, – говорит мне режиссёр Лиза.
Я пристраиваюсь в пару к девушке, которую зовут Йен.
– У меня минус семь, но я уже привыкла, – признаётся она.
С музыкой и приветственными возгласами реконструкторы идут по парку Ростокино. Кто-то выкрикивает воинственный клич, кто-то – имя божества. Весело, но неудобно прятать очки и телефон. Я выпадаю из строя и бегу снимать облачение. Матронам явно были не нужны карманы, как в моих привычных джинсах, да и вряд ли они в пеплосе до пят скакали через ограждения в поисках нужного кадра.
Возвращаюсь обратно. Парад завернул на ристалище, где воины уже готовятся к битве.
Ослепительный римлянин демонстрирует свои доспехи и рассказывает про римский календарь.
– Гай Флавий Пертинакс, перфект фабрум пятого македонского легиона, – с достоинством представляется он.

В миру Гай Флавия Пертинакса зовут Василием, ему 41 год и работает он журналистом. Реконструкцией мой коллега занимается уже 10 лет, римской военной историей он заинтересовался в детстве, когда был суворовцем.
– Я родом из Крыма, это территория, где присутствовали римские военные. Заинтересовавшись теорией, я понял, что без практики не найду ответы на свои вопросы. Реконструкция – это ведь практическая часть истории. В советское время 22 раза переиздавали “Книгу юных командиров”, там на античных примерах разобраны все принципы военного искусства. Военных античность интересовала всегда. И чем больше мы погружаемся в эту эпоху, тем становится понятнее, что современная армия имеет много общего с римской, и в целом мы намного ближе к Риму, чем думаем, – рассказывает он.
Интересуюсь: разделяют ли близкие его увлечение.
– Снисходительно терпят, – вздыхает Василий.
Обмундирование легионера стоит минимум 60 тысяч рублей. И поскольку уже начинается битва, возможно, вскоре оно может быть испорчено. Задумавшись над этой цифрой, понимаю, что увлечение реконструкцией – не из дешёвых. Рядом с ристалищем, под крики воинов, уворачиваясь от летящих в разные стороны сломанных наконечников, мы с девушками обсуждаем искусство создания костюма.

Йен демонстрирует свой пеплос, собственноручно ею пошитый. Оказывается, все платья девушки шьют сами, и никакой машинной строчки! Алёна, ещё не выбравшая имя, показывает бусы, фибулы и нож-скрамасакс, которым она виртуозно владеет. Её увлечение реконструкцией началось с фланкировки.
– Я училась фланкировке казачьей шашкой, затем пошла дальше. Многие приходят в реконструкцию именно так. Где оружие, там и истории, – говорит она.
Алёна представляет древний народ даки. Скорее всего, очень гостеприимный, потому что меня зовут в лагерь, где мирно соседствуют представители разных племён и сословий.

Германец Белояр рассказывает, что нет ничего удивительного в его имени.
– Вы думаете, в Германии славян не было?
Далее следует экскурс в историю, понятие “античность” становится всё шире. Мне демонстрируют татуировки викингов, гривны, обувь ручной работы, рубахи из крапивы, плетёные пояса – всё продумано до мелочей и имеет свой смысл.
– Руками нужно шить, потому что это очень личное, – говорит Алёна.
– В те времена девушка вышивала, например, своему суженному рубаху, и с каждым стежком загадывала, чтобы он жив остался, – добавляет Белояр.
Некоторые вполне гармонично перемещаются между эпохами. Белояр уже 15 лет участвует в реконструкциях разных направлений – сегодня он германец, а завтра кривич. А ещё существуют потомственные реконструкторы.
Отец Антона Евсеенкова из Санкт-Петербурга был основателем реконструкторского клуба и командовал десятым римским легионом, теперь командиром стал и сын. На “Времена и эпохи” Антон прибыл в образе Октавиана Августа в доспехах за миллион рублей. Лорика Мускулата – так называется эта главная часть обмундирования – выполнена из бронзы и серебра.

Этот костюм скопирован с известной статуи Октавиана Августа, – пояснил он.
Павел Шитов рассказывает, что среди реконструкторов – совершенно разные люди. Миллионер может запросто варить обед в лагере, а дворник командовать легионом. Костюмы за миллион соседствуют с теми, что сшиты своими руками из простых материалов. И главный шик – не в цене.
– Суть реконструкции – воссоздать событие или ситуацию целиком, используя похожие материалы и старинные технологии. Это очень увлекательная субкультура. У нас уже есть новое поколение, выросшее у родителей-реконструкторов.
Смеркается, из лагерей тянет запахом ужина. Кельты, германцы и римляне готовятся к новому дню. После дня, проведенного с реконструкторами, я жалею только об одном, что не могу посмотреть все площадки фестиваля "Времена и эпохи". Там наверняка меня тепло бы приняли гусары, горнисты из СССР, тургеневские барышни и русские богатыри.