Мрачное будущее в кино

Перед выходом новой "Матрицы" вспоминаем, кто ещё погружал нас в виртуальную реальность
Мрачное будущее в кино
Warner Bros. Pictures
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию", 1982.

Завтра, 16 декабря, в прокат выходит "Матрица: Воскрешение", и мы вновь погрузимся в виртуальную реальность вместе с Нео. Хотя киберпанк рисует картины мрачного будущего, мы всё равно любим фильмы в этом жанре. И не только за потрясающий стиль и фантастические технологии. Киберпанк задаётся философскими вопросами и показывает обществу перспективы его развития. А пока мы ждём новую "Матрицу", газета Metro вспоминает лучшие фильмы, в которых технологии совершенны, а жизнь – ужасна. 

"Мир на проводе" (1973)

Мало кто знает, что культовый немецкий режиссер Райнер Вернер Фассбиндер поставил первый в мире фильм в жанре киберпанка. В экранизации романа Дэниэла Фрэнсиса Галуйе “Симулакрон-3” (1964) впервые на экране появилось мертвенно холодное киберпространство, населённое искусственными людьми. Причём произошло это за девять лет до того, как писатель-фантаст Уильям Гибсон ввёл сам термин “киберпространство”. Хотя Фассбиндер был “социальным” режиссёром, он умел работать с эстетикой как никто другой. Фильм до сих пор остаётся одним из самых стильных в кинофантастике. 

 "Бегущий по лезвию" (1982)

Технологический неонуар Ридли Скотта по роману предтечи киберпанка Филипа Дика часто называют величайшим фантастическим фильмом. В нём раз и навсегда оформилась эстетика киберпанка. Дождливая ночь в неоновых огнях мегаполиса, голограммы и огромные рекламы, смешение культур Востока и Запада. Но экзистенциальная проблематика фильма ценнее даже его уникальной эстетики. В киберпанке потому так часто и встречаются искусственные люди (от андроидов-репликантов у Скотта до “агентов Смитов” в “Матрице”), что авторы пытаются понять: а что это вообще такое – человек?

"Странные дни" (1995)

При всей мрачности киберпанка, фильмы в этом жанре редко бывают кровавыми и жестокими. То ли дело динамичный, как вихрь, фантастический боевик Кэтрин Бигелоу, поставленный по сценарию её тогдашнего мужа Джеймса Кэмерона. Торговец чужими воспоминаниями, которого играет красивый, как никогда, Рэйф Файнс, оказывается в центре разборок на “чёрном рынке” накануне миллениума, когда человечество ждёт апокалипсиса. Этот великолепный недооценённый фильм подарит вам два с половиной часа чистого адреналина. 

"Нирвана" (1997)

За два года до “Матрицы” о сомнениях в собственной реальности, которыми мучился Нео, уже размышлял итальянский режиссер Габриэле Сальваторес. В его фильме о тоскующем гейм-дизайнере (ироничный и задумчивый Кристофер Ламберт) персонаж видеоигры обретает сознание и понимает, что его окружает ненастоящая жизнь. Пёстрый и колоритный мир “Нирваны” к тому же намного интереснее минималистичной вселенной “Матрицы”. Сальваторес создал настоящую квинтэссенцию 90-х с вечным рейвом, “героиновым шиком” и поисками себя в темноте бессознательного.

"Элизиум: Рай не на Земле" (2013)

Пока другие эксплуатировали эффектный стиль киберпанка, режиссёр Нил Бломкамп вспомнил его суть, за что заслужил место в нашем списке. Ведь киберпанк не восхищается технологиями, как у легкомысленных режиссёров, а показывает, что они способны усилить расслоение общества. В фильме Бломкампа это доведено до апофеоза. Бедняки остались на загрязнённой Земле, где страдают от страшных болезней. А богачи улетели на космическую станцию с идеальной экологией, где добились бессмертия. Нельзя не вспомнить отечественный шедевр “Кин-дза-дза!”: “Правительство на другой планете живёт, родной”. Фильм не понравился критикам, хотя в социальной антиутопии Бломкампа больше борцовского духа киберпанка, чем в визуально гладком, но безыдейном сиквеле "Бегущего по лезвию".