
Об этом жителям столицы в официальном телеграм-канале рассказал Департамент транспорта Москвы.
Среди отреставрированных экспонатов оказались топливораздаточная колонка "Ливны-1", автомат для газированной воды АТ-101М, стационарный телефон "Красная Заря" 1930-х годов, эскалаторный светильник из Московского метрополитена 1950-х годов и светофор "Стойте-Идите".
"Музей транспорта Москвы продолжает масштабную программу по сохранению транспортного наследия столицы. Помимо реставрации экспонатов, мы ежегодно восстанавливаем артефакты, связанные с историей города. Благодаря им можно узнать, как развивалась система пассажирских перевозок в столице и как менялась повседневная жизнь москвичей", — отметил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Топливораздаточная колонка 1КЭР-50-0,5-1 "Ливны-1"
Она относится к серии советских АЗС‑колонок, разработанных в начале 1980‑х годов и серийно выпускавшихся с середины десятилетия. Массово их использовали на заправках с середины 1980‑х до конца 1990‑х годов. Тип 1КЭР‑50‑0,5‑1 был внесён в Госреестр средств измерений в 1983 году, что свидетельствует о завершении испытаний и допуске к эксплуатации.
Автомат для газированной воды АТ-101М
Стал одной из самых популярных моделей 1970‑х–1980‑х годов, символизируя повседневную жизнь города. Его производили на Перовском машиностроительном заводе. Автомат продавал газировку с сиропом и без него за монеты, устанавливался в парках, на улицах и предприятиях. Линия автоматов типа АТ постепенно заменила более ранние модели вроде "Буратино-1" и "Весна-21", отражая популярность "газировки из автомата".
Стационарный телефонный аппарат "Красная Заря" 1930-х годов
Был одним из первых массовых отечественных телефонов. Его выпускал ленинградский завод "Красная Заря" (бывший завод L.M. Ericsson) во время автоматизации городских телефонных сетей СССР. В начале 1930‑х завод стал головным предприятием по проводной связи, производя унифицированные настенные и настольные аппараты собственной конструкции. Телефон "Красная Заря" 1930‑х годов стал первым серийным аппаратом для автоматических станций, рассчитанным на широкое использование в городских сетях, заменив импортные и лицензионные модели.
Эскалаторный светильник из Московского метрополитена 1950‑х годов представлял собой торшерную колонну с широкой светорассеивающей крышкой (плафоном), часто украшенной орнаментом. Такие светильники устанавливались в эскалаторных тоннелях до 1961 года и были характерной деталью метро того времени.
Светофор "Стойте-Идите"
Cоветский пешеходный светофор, где вместо силуэтов человека использовались надписи "СТОЙТЕ" красным и "ИДИТЕ" зелёным. Такие светофоры начали внедрять в 1960‑е годы из-за увеличения плотности движения и необходимости регулировать пешеходные потоки. В 1960–1970‑е годы они стали привычным элементом городского пейзажа и попали в хронику и художественные фильмы, включая кинокомедию "Операция “Ы” и другие приключения Шурика", закрепив статус знакового объекта эпохи.
Музей транспорта Москвы — это открытое городское пространство и исследовательский центр, раскрывающий вопрос "что движет Москвой?". В его фондах хранится более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, а также вело- и мототехника. Экспонаты коллекции демонстрируются как на выставках, так и на городской транспортной инфраструктуре.