Музей транспорта Москвы завершил реставрацию крановой платформы СВАРЗ

Московский музей транспорта объявляет о завершении масштабной реставрации крановой платформы СВАРЗ образца 1932 года. Этот уникальный транспорт, созданный по чертежам Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ), был выпущен в ограниченном количестве — всего 6 экземпляров — и активно использовался в столице до середины 1980-х годов
Музей транспорта Москвы завершил реставрацию крановой платформы СВАРЗ
предоставлено пресс-службой Музея транспорта Москвы

Как отметил заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов, восстановление этой платформы, которая является одним из двух сохранившихся экземпляров, является частью масштабной программы реставрации исторической техники, инициированной мэром Москвы Сергеем Собяниным. Эти уникальные платформы были предназначены для транспортировки грузов весом до 8 тонн.

В конце 1920-х годов московский трамвайный парк остро нуждался в обновлении и модернизации. Нехватка новых вагонов и необходимость ремонта старых требовали эффективных способов перемещения тяжёлых и габаритных деталей к ремонтным базам.

Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод предложил следующее решение — двухосную грузовую платформу с ручной крановой установкой. Эта уникальная платформа могла поднимать груз весом до 1,5 тонны, а её общая грузоподъёмность составляла 8 тонн.

Самоходные платформы оказались очень эффективными, и на протяжении многих лет решали проблему внутренних грузоперевозок в московском трамвайном хозяйстве. Лишь в 1980-х годах их стали заменять автомобилями.

Сегодня сохранились только две крановые платформы СВАРЗ: одна находится в депо имени Апакова, а вторая, ранее принадлежавшая депо имени Баумана, стала частью коллекции Музея транспорта Москвы.

Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко поделилась подробностями масштабных реставрационных работ, которые велись более двух лет. В ходе реставрации крановую платформу полностью разобрали на детали, заменили повреждённые элементы и восстановили её с максимальной точностью.

Наиболее сложным этапом стало восстановление рамы. Металлические детали были очищены от коррозии, а деревянные элементы реконструированы с использованием особой породы дуба. Были полностью воссозданы рама платформы, кабины вагона и кран-балка. Многие детали пришлось изготавливать заново по сохранившимся образцам и чертежам СВАРЗ.

Восстановленная крановая платформа СВАРЗ станет частью постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы, которая откроется в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице.