Трамвайный завод на Волочаевской улице в обычной жизни навряд ли привлекает к себе много внимания, однако в пятницу вечером у входа настоящая толпа. Журналисты, операторы и простые обыватели застыли в ожидании - совсем скоро с территории завода должен выехать "зверь", совершенно незнакомый современным москвичам.
![На рельсах вдоль вечерней столицы: ретро-трамвай привлёк внимание москвичей](https://static.gazetametro.ru/media/20230318180356/7bd4e7be774f0c489aca147c402b83eb2203a6fe6bbaf5a5bd26c0d4a1e4e1e0.jpg)
Это сейчас трамвай "Татра Т-2" является музейным экспонатом, а в советское время он был одним из главных представителей рельсового транспорта в столице. Вагон 378, выехавший на маршрут под номером 24, приехал в Москву прямиком с чехословацкого завода в 1960 году и целых пятнадцать лет возил пассажиров. В 1999 году его отреставрировали, и с тех пор он выезжал "в люди" исключительно на ежегодном Параде трамваев, но похоже, что у "пенсионера" наклёвывается вторая жизнь в виде необычного экскурсионного транспорта.
!["Татра Т-2" раньше выезжал только на ежегодном Параде трамваев, но похоже, скоро будет курсировать по Москве с туристами на борту.](https://static.gazetametro.ru/media/20230318200356/1cfab740bc47cb4b935f48189c352ffe924f7ca9361dbef10d6bb1c8b7767215.jpg)
Маршрут обширный: вдоль Спасо-Андронникова и Покровского монастыря, через Новоспасский мост в центр по Бульварному кольцу до Чистопрудного бульвара. Первыми пассажирами ретро-трамвая стали счастливчики, участвовавшие в розыгрыше билетов во "ВКонтакте".
Некоторые из них, похоже, настолько вдохновились грядущей поездкой, что даже пришли на экскурсию в образах, которые наверняка встречались в советских трамваях: одна девушка была в розовой косынке, а другая – в пятнистом ярком платье, похожем на одно из тех, что были в моде в 60-е.
![Специально приглашенные реконструкторы были одеты в форму работников транспорта советских времён. Что ни говори, но и сегодня смотрится стильно.](https://static.gazetametro.ru/media/20230318220340/38edcd31a24b02a5f9a671214f69a115a960caa3af5bb5de5012cb71f643105c.jpg)
Как только "старичок" оттолкнулся от своего привычного депо, слово взял руководитель экскурсионного бюро Музея Москвы Андрей Клюев. Под стук колёс он рассказывал присутствующим о пробегающих мимо достопримечательностях, о том, как в конце XIX века начал зарождаться рельсовый транспорт и как он стал таким, каким мы знаем его сейчас.
– А вы знали, что профессия кондуктора была крайне непростой? - делится с нами Андрей Клюев. – Например, каждый кондуктор должен был досконально знать все московские улицы и переулки, чтобы подсказать любому пассажиру, как добраться до того или иного места.
Теперь понятно, как жили люди до изобретения геолокации и карт в смартфонах.
![Вагон рассчитан на 36 мест и внутри кажется совсем небольшим по сравнению с нынешними трамваями-гигантами.](https://static.gazetametro.ru/media/20230318210324/9948aac36a7af44eed236d48c80e31e2abc5ea4204cccc518d2635fbb14443f1.jpg)
Рассказ гида не мешал никому наблюдать за открывающимися видами и сразу стало понятно, почему выбрали именно вечернее время: иллюминация придала улицам определённый шарм, а знакомые места вроде площади Павелецкого вокзала выглядели непривычно нарядными.
Проезжающий по улицам города раритет вызвал настоящий восторг у прохожих - кто-то застывал в недоумении, кто-то снимал трамвай на телефон, а некоторые даже бежали до остановки в надежде попасть на наш борт. А на Чистых прудах, где заканчивался наш маршрут, вагон и вовсе со всех сторон обступила толпа, интересуясь, можно ли проехаться на этом "динозавре".
Нет сомнений, что такой вид экскурсий придётся по душе москвичам и гостям города - нужно было видеть улыбки выходящих из него пассажиров. Однако лучше всего дождаться прихода тепла - в трамвае отсутствует обогреватель, а за час поездки это становится весьма ощутимо.