На вечере памяти Юрия Власова говорили о любви к близким и даже тягали гири

Литераторы, политики, спортсмены собрались в Доме Ростовых, чтобы вспомнить Юрия Власова – одного из самых красивых людей XX века
На вечере памяти Юрия Власова говорили о любви к близким и даже тягали гири
Шипунов / РИА Новости
Чемпион мира, Европы, СССР, заслуженный мастер спорта СССР штангист Юрий Власов поднимает рекордный вес - 196 килограммов - на Олимпиаде в Токио-1964.

Тридцать один рекорд

Вечер был тёплым, совершенно неофициозным, весёлым. Выступали литераторы, историки спорта, соратники, друзья, политики,  тяжёлоатлеты. И никто не удивился, когда в конце вечера на ковре появилась гиря - обычная такая гиря в 24 кило. Писатель Даниил Дубшин пригласил атлетов - не то чтобы очень юных, но несомненно всемогущих - к небольшому состязанию.

Тридцать один раз поднял эту гирю на вытянутой руке 45-летний Андрей Смольников, гиревик с 37 летним стажем. Он завоевал публику и выиграл приз - мемуары Власова "Справедливость силы" (редкое издание 1995 года).

– Вы поняли, почему тридцать один? – спросил победитель у корреспондента Metro. – Я посвятил это Власову, который установил 31 мировой рекорд. Власов – это целая планета. Он и выглядел как “чужой среди своих”. До него было всё просто, ясно: результаты, показатели, сила, мощь.. А потом, с ним, всё стало совсем другим: разум, слово, интеллект, дух.

Юрий Власов ушел из жизни год назад. Ему было 85 лет, но это мало кого утешило. Власов был по-настоящему масштабным человеком: тяжелоатлет, четырежды чемпион мира, победитель Олимпиад. А ещё прозаик и публицист, общественный деятель, политик, кандидат в президенты, наконец. 

– Это был человек длинной воли, по типу - античный воин, человек преодоления, - сказал писатель Сергей Шаргунов. – Он ворвался в историю на предельном усилии. Одарённейший литератор, что особенно видно по его рассказам 1960-х годов, и политик, который хотел очеловечивания, а не разрушения. 

Власов так или иначе повлиял на всех, кто встречался с ним, но еще больше он повлиял на русский XX век, явив собой особенный тип национального характера: победителя с человеческим лицом, тяжеловеса-интеллектуала и неутомимого русского правдоискателя. Неудивительно, что о Юрии Петровиче говорили без малого три часа - его искренне любили, и сейчас очень тоскуют по нему. 

Репортёр Metro записал несколько историй.

О "Железном Арни" и стране, которой не стало

В 1988 году Леонид Алексеевич Остапенко, тренер, исследователь и методист тяжелой атлетики, сопровождал Власова на встрече с Арнольдом Шварценеггером. Это была не первая их встреча: в 1961 к Власову на чемпионате в Вене подвели восторженного подростка Арни. Власов был любезен, сказал, что упорство в тренировках может сделать его триумфатором. С  тех пор вдохновившийся Шварценеггер называл его не иначе как "мой идол". 

Когда уже титулованный бодибилдер и знаменитый киноактёр приехал в перестроечную Москву для съемок в "Красной жаре", Остапенко поразило, что на встрече с журналистами Арнольд мало говорил о кино и спорте, а в основном всё о каких-то шубах. Оказалось, что его тогдашняя жена – Мария Шрайвер (племянница Джона Ф. Кеннеди) – заказала привезти из России "шубу чуть ли не соболиную". А ещё Шварценеггер сказал, что не уедет, пока не увидится с Власовым. 

 – И тут забегали чиновники, разыскивая Юрия Петровича, - рассказывает Остапенко. – Дали два правительственных лимузина - две “Чайки”, мы поехали в зал “Атлет” на Семёновской. Власов и Шварценеггер обнялись, сняли пиджаки и стали меряться бицепсами. Ну, Юрий Петрович был старше, и к тому времени качал уже совсем другую мышцу, главную (показывает на лоб - Прим. Ред.). Едем обратно по Семёновской, дороги там в 1988, понятно, не европейские, правительственный лимузин слегка покачивался, словно на волнах. И вдруг Арнольд говорит переводчику: "Я в эту  страну больше не вернусь". А я-то понял, я знал английский. Кстати, английский у Арнольда Иваныча грязноватый, как и сейчас. Нечаянно он оказался прав. В ту страну он больше не вернулся, через три года той страны уже не стало. 

В период съемок американского фильма "Красная жара" актер и культурист Арнольд Шварценеггер встретился со своим кумиром Юрием Власовым, выдающимся советским тяжелоатлетом, чемпионом Европы и мира, чемпионом Олимпийских игр, председателем Федерации тяжелой атлетики СССР. Московский спортивный клуб "Атлетика", февраль 1988.
Машатин / РИА Новости
В период съемок американского фильма "Красная жара" актер и культурист Арнольд Шварценеггер встретился со своим кумиром Юрием Власовым, выдающимся советским тяжелоатлетом, чемпионом Европы и мира, чемпионом Олимпийских игр, председателем Федерации тяжелой атлетики СССР. Московский спортивный клуб "Атлетика", февраль 1988.

Писатель Даниил Дубшин, ведущий вечера, напомнил, что Шварценеггер мгновенно отозвался на смерть Власова. 

– Юрий Власов учил всех нас, что "невозможно" – это всего лишь слово… Когда мне посчастливилось по-настоящему познакомиться с ним позже, я был потрясен. Этот человек был не просто великим атлетом – он был великим мыслителем. Он говорил о поэзии и политике, как профессор, и прочёл книг больше, чем носил тяжестей. Он сказал мне, что сила тела – ничто по сравнению с силой ума. Он был одним из самых сильных людей в мире и верил, что настоящая сила исходит от слов, – написал Шварценеггер в Твиттере в день смерти Юрия Петровича.

О любви

Ирина Юрьевна Власова - дочь Юрия Петровича, учитель одной из московских школ. 

– С мамой они прожили вместе 30 лет не просто рука об руку, а рука в руке. Часами сидели взявшись за руки – и не могли наговориться. Это была мистическая связь: они обменивались томиками стихов, где были подчёркнуты одни и те же строчки. Митрополит Питирим, однажды посмотрев на них, сказал: “Знаете, вас могла родить только Мария. А вас, Лариса Сергеевна, - только Любовь”. Папину маму звали Мария, а мамину маму – Любовь.

Юрий Власов с женой Ларисой Сергеевной (1986). "...Я думаю, человек не пройдет и ничтожной части назначенного пути без любви к женщине. Он не выживет, отступит. В горестях, усталости, боли он предаст себя и свои цели. Это огненно-нежное чувство напоминает всем о таких "химерах", как честь, необходимость отказа от себя, презрение к себялюбию..." Из книги "Справедливость силы".
фото из архива семьи Власовых
Юрий Власов с женой Ларисой Сергеевной (1986). "...Я думаю, человек не пройдет и ничтожной части назначенного пути без любви к женщине. Он не выживет, отступит. В горестях, усталости, боли он предаст себя и свои цели. Это огненно-нежное чувство напоминает всем о таких "химерах", как честь, необходимость отказа от себя, презрение к себялюбию..." Из книги "Справедливость силы".
5  фактов о Юрии Власове

1) Его отец выполнял разведывательные задания в Китае, а в 1948-1951 годах был Генеральным консулом СССР в Шанхае.  В 1973 году Юрий Власов издал дневники и архивы отца в книге "Особый район Китая. 1942-1945" под именем Петра Владимирова – оперативным псевдонимом Петра Парфёновича Власова. Эта книга стала очень популярной у профессиональных китаистов.

2) В 1992 году  Юрий Петрович отказался от поездки на Украину, потому что, по словам его друга, “очень серчал на то, что Украина не отдала Крым” (по воспоминаниям Леонида Остапенко).

3) Однажды Фидель Кастро, принимая советскую делегацию, решил пощупать Власова. Тому это не понравилось. Он взял команданте и просто переставил в другое место.

4) Первые рассказы Юрия Власова были опубликованы в 1959 году. А  с 1962 года Юрий Власов посещал международные соревнования не только как их участник, но и как корреспондент газеты “Известия”.

5) Очевидцы говорили, что даже на девятом десятке Власов производил впечатление рано поседевшего, но все еще крепкого человека, совсем не старика. Сам Власов полагал, что это от природы: "Сила не вырождается. Вырождается только тяга к тренировкам".