Нарядные куклы с большими глазами в XIX веке очаровывали не только детей

Игрушки как украшения покупали и взрослые. Выставка "Августейшие. Куклы" в Пушкинском музее собирает рекордное количество любителей старинных игрушек. Ежедневно выставку посещает более 500 человек. Репортёр Metro узнала подробности о фарфоровых модницах, которые так приглянулись москвичам и гостям столицы.
Нарядные куклы с большими глазами в XIX веке очаровывали не только детей
Виктор Вытольский.
Интерьеры кукольных комнат обставлялись мебелью, копировавшей взрослую. Кукольные сервизы производили фарфоровые мануфактуры в России и за границей.

Во второй половине XIX – начале ХХ века фарфоровые куклы считались роскошью. Их делали из дорогих материалов в Германии и во Франции. Нередко их заказывали для своих детей или для коллекций представители высшей знати России. Такие игрушки в то время были дорогим удовольствием.

При помощи игры в куклы в XIX веке взрослые обучали детей этикету.
Виктор Вытольский.
При помощи игры в куклы в XIX веке взрослые обучали детей этикету.

– Здесь в основном собраны куклы из различных частных коллекций, и поэтому сложно сказать, играли ли именно этими куклами дети российских императоров, – говорит Сергей Лушкин, ведущий специалист Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

По его словам, велика вероятность, что представленные на экспозиции игрушки принадлежали детям вельмож из императорского круга.

– Интересно, что куклы в то время были и произведением искусства, и предметом воспитательной работы, – продолжает Сергей. – Например, в императорской семье они использовались для воспитания и обучения детей.

Как правило, таких кукол продавали вместе "с приданым" – целым сундучком сменных одёжек, среди которых были и туфельки, и шляпки, и даже зонтики.

Во второй половине  XIX века стало больше механических кукол, которые могли ходить и даже говорить.В их создании принимали участие инженеры, художники, модельеры.
Виктор Вытольский.
Во второй половине XIX века стало больше механических кукол, которые могли ходить и даже говорить.В их создании принимали участие инженеры, художники, модельеры.

В Париже в XIX столетии работали специальные магазины, где продавали платья для кукол. Стоили они порой дороже, чем сами куклы. Это был натуральный шёлк, кринолин, кружева.

Все вещи делали вручную: и перчатки, и саквояж, и ботиночки, и чулочки, и шляпки сложных конструкций, и красивые ночные сорочки, в которые девочки переодевали своих кукол.

В ту пору появились кукольные платья для визитов, для поездок в театр, на бал-маскарад, для путешествий и даже для коронации императора! Всё это произвело настоящий фурор в мире кукольной моды. Девочки с большим удовольствием играли, переодевая своих фарфоровых любимиц в такие наряды, и это отлично развивало воображение.

Куклы в национальной и крестьянской одежде тоже пользовались большим спросом у покупателей в  XIX  столетии.
Виктор Вытольский.
Куклы в национальной и крестьянской одежде тоже пользовались большим спросом у покупателей в XIX столетии.

Всё больше популярными становились куклы, на лицах которых были отражены различные эмоции. Их голова, шея и руки изготавливались из белого фарфора, который называли бисквитным. Ноги делали из древесины, а туловище шили из козлиной кожи.

Нередко в продаже были целые сюжетные композиции из кукол.
Виктор Вытольский.
Нередко в продаже были целые сюжетные композиции из кукол.

Фарфоровые игрушки российского производства появились в конце XIX века. Например, их выпускал Императорский завод, который также называли фабрикой "Журавлёвъ и Кочешковъ". Стоимость российских кукол варьировалась от 35 копеек до 25 рублей и выше. Служили такие куклы долго и нередко передавались из поколения в поколение.

Особенно нравились детям куклы в яркой одежде.
Виктор Вытольский.
Особенно нравились детям куклы в яркой одежде.
"Семейные куклы" в царской России приобретались с одной целью – девочкам объяснялась ценность семьи и воспитания детей. Куклы на фото – заводные, они были изготовлены в Париже.
Виктор Вытольский.
"Семейные куклы" в царской России приобретались с одной целью – девочкам объяснялась ценность семьи и воспитания детей. Куклы на фото – заводные, они были изготовлены в Париже.
Эта кукла недавно отметила столетний юбилей, но её можно осторожно потрогать в порядке исключения посетителям с инклюзией.
Виктор Вытольский.
Эта кукла недавно отметила столетний юбилей, но её можно осторожно потрогать в порядке исключения посетителям с инклюзией.
Технический прогресс в ХIХ веке сильно повлиял на изготовление игрушек для мальчиков. Дети российского императора любили играть заводными французскими бульдогами, которые умели двигать головой.
Виктор Вытольский.
Технический прогресс в ХIХ веке сильно повлиял на изготовление игрушек для мальчиков. Дети российского императора любили играть заводными французскими бульдогами, которые умели двигать головой.

В состоятельных семьях царской России у детей порой насчитывалось свыше 30-40 кукол разных видов – из фарфора, дерева, воска, папье-маше.

С течением времени игрушки меняли свой внешний вид и социальное значение. К примеру, после революции 1917 года появились «пролетарские куклы». Несложно догадаться, что производители шили для них одеяния красного цвета. Но это уже другая история...