Мировая премьера картины "Обитель зла", снятой по мотивам популярной компьютерной игры, состоялась в марте 2002 года, 20 лет назад. Но не только шикарно перенесённые с экрана монитора на телевизионный зомби стали поводом любить этот фантастический хоррор. Не менее примечательна и Милла Йовович в роли борца с жуткими монстрами.
Отчасти её героиня запомнилась нам по первой части, потому что художники по костюмам подобрали актрисе ярко-красное изящное платье, которое вместе с кожаной курткой и стало своеобразной боевой броней героини. Не самая лучшая экипировка, скажете вы. Но только в такой, как правило, и сражаются герои: в "Поезде в Пусан" с монстрами бьются люди в строгих костюмах, в "Матрице" – в кожаных плащах и брюках, в "Гордости и предубеждении и зомби" – в изящных шляпках и викторианских платьях. А стали бы в таком виде выходить на поединок профессиональные бойцы? Мы спросили у них самих.
– Не так важно, в чём ты – в костюме или трико. Бить ногами в костюме, кроссовках, ботинках, "кирзачах" – легко. Сложность только в том, что может что-то случиться непосредственно с костюмом. В плане удобства никаких проблем, – утверждает Артём Тарасов, боец MMA и блогер. – Смирительная рубашка стесняет движения, это да. Но если мы говорим о хорошо сидящем на вас пиджаке, то здесь нет никаких трудностей. Другое дело – длинные волосы. Наверное, они мешают. Волосы летят в глаза, снижают видимость, их нужно будет постоянно поправлять.
Женщинам, кстати, волосы также мешают больше нарядов. Об этом нам рассказала российская самбистка и дзюдоистка Ирина Громова.
– Распущенные волосы точно будут мешать во время схватки, – рассказала Ирина. – Не в спортивном поединке за распущенные волосы вас могут и схватить. Особенно если вашим соперником будет женщина. Мне кажется, это первое, что женщина сделает во время поединка на улице.
В корсете, уверена эксперт, драться можно, но дышать будет тяжеловато, а правильное дыхание – одна из главных составляющих успешного боя.
– Дыханию посвящена функциональная подготовка спортсменов, этому специально тренируют, – поясняет Ирина Громова. – Порой, бывает, против тебя выходит сильный соперник, но, так как функциональная подготовка у него слабая, его хватает ненадолго. И он может проиграть.
И тем не менее. Если вы видите в кадре фильма девушку в кожаном наряде или мужчину в костюме-тройке и цилиндре, это не значит, что им неудобно в таком виде бегать, прыгать и сражаться. Как правило, работая над нарядами в кино, художники по костюмам делают их более удобными для динамичных сцен. Об этом нам рассказала Варвара Авдюшко, художник по костюмам, которая работала над картинами "Ночной дозор", "Особо опасен", "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" и другими.
– К созданию костюмов для экшен-сцен, разумеется, существует множество требований. Основные – это удобство и безопасность. Для таких сцен обычно шьётся или покупается множество дублей (экземпляров костюма. – Прим. ред.). Например, для персонажа Линкольна у нас было 12 дублей основного "боевого" костюма, – уточняет эксперт. – Ткани надо тоже выбирать, держа в голове, какие именно трюки будет выполнять актёр. Если он будет прыгать с высоты, то полы пальто должны быть специально утяжелены, чтобы во время прыжка не поднимались до головы и не ограничивали видимость. Если персонаж должен гореть в огне, то ни в коем случае нельзя использовать синтетические ткани. Если персонаж будет плыть в одежде, то ткани и обувь должны быть такими, чтобы не впитывать в себя воду и не утяжелять их. Если актёр будет драться или падать, то на него наверняка наденут специальную защиту. Значит, крой костюма должен быть таким, чтобы это спецснаряжение не было заметно...
Кстати. Фильмы, в которых герои одеты "не для драки":
– "Матрица" (1999 год, 16+). Ким Барретт, художник по костюмам, работавшая над культовым фильмом братьев Вачовски, нарядила почти всех героев картины в крайне неудобную одежду. С одной стороны, это люди (Морфеус, Нео, Тринити и другие), которые вступают в схватки в виртуальном мире в кожаных брюках и плащах, с другой – агенты, которые носят сплошь рубашки, галстуки и пиджачные комплекты.
– "Гордость и предубеждение и зомби" (2015 год, 16+). Сюжет развивается в Англии, в чопорном (в плане одежды) XIX веке. Главным героям "фантастической классики", Элизабет Беннет и её сестрам, предстоит не только сразиться с зомби, так ещё и делать это в изящных шляпках и строгих женских нарядах той эпохи.
– "Поезд в Пусан" (2016 год, 18+). Нашествие живых мертвецов герои южнокорейского фильма встречают, пока едут на поезде из Сеула в Пусан. Большинство отправились в другой город по работе и, как правило, предстают перед нами если не в костюмах, то в пиджаках точно. А по ходу развивающегося сюжета некоторые из них не только не снимают этих самых пиджаков, так ещё и пуговиц не расстёгивают.