Не стало одной из самых красивых актрис российского экрана и символа ретрокинематографа

Евгении Брик было всего 40. Mы собрали воспоминания коллег про актрису и вспомнили роли, по которым её запомнят любители кино
Не стало одной из самых красивых актрис российского экрана и символа ретрокинематографа
Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Евгения Брик была супругой режиссёра Валерия Тодоровского.

Известность Брик принесли роли в проектах Валерия Тодоровского, для которого она была супругой и, вероятно, отчасти музой. Евгению отличали не только утончённая внешность и запоминающийся необычный голос, но и некая аура “винтажности”, благодаря которой Брик очень органично смотрелась в стилистике ретро. В последнее время артистка боролась с онкологическим заболеванием, которое скрывала от всех. Metro собрало слова коллег актрисы по цеху и вспомнило её самые яркие проекты. 

Оттепель (2013)

Нас утро встречает прохладой. Светлая и чистенькая, но с первого взгляда несущая приметы советского холостяцкого быта квартира, в которой сидит красивая заплаканная женщина. Она что-то говорит про туфли в горошек, которые были у неё одной во дворе. А потом выйдет в другой двор – голая, как булгаковская Гелла, в одних туфлях. Росчерк бледной шестидесятнической помады на губах, стрелки на тяжёлых веках, дымящаяся в солнце сигарета. Отчаяние. Потому что мужчина, которому она рассказывает про туфли (традиционно бесстрастный до вялости Евгений Цыганов), плоско сообщает: “Лариса, я тебя не люблю”.

Сериал Валерия Тодоровского о киношной среде советских 1960-х по большому счёту открыл новую эпоху российских сериалов – во-первых, снятых на кинематографическом уровне, во-вторых, про богатое, глянцевое, стильное ретро. А началось всё со сцены с Брик, с её помадой, туфлями, отчаянием. 

Кадр из сериала “Оттепель”.
Lizard Cinema Trade
Кадр из сериала “Оттепель”.

Географ глобус пропил (2013)

Безработный биолог (Константин Хабенский) от безденежья, бесперспективности и того, что российская провинция сломит кого угодно, устраивается работать в школу географом, ссорится с женой (Елена Лядова), влюбляется в 15-летнюю школьницу и пьёт. И пьёт. И пьёт.

Экранизация романа Алексея Иванова остаётся образцовым фильмом нового российского кинематографа, когда он не про ёлки, сиськи и танки. То есть от безнадёги хочется повеситься. Инфантильный пьяный помятый мужчина без гроша, как повелось со времён “Иронии судьбы”, окружён красивыми женщинами, одну из которых играет Брик. Она как модель с обложки, он как бомж из подворотни. Но он всё равно надерётся и заснёт у неё дома на диване, а, проснувшись, ещё и обязательно скажет: “Лариса (или любое другое имя), я тебя не люблю”. Фильм про бедного российского мужчину. На самом деле – бедные российские женщины.

Садовое кольцо (2016)

Вера (Мария Миронова) живёт статусной жизнью. Она консультирует несчастных женщин и содержит приют для жертв домашнего насилия, но её семья идеальна. Муж-красавец (Анатолий Белый) преуспевает в чём-то финансовом. Сестра-красавица (Брик, которую тут опять бросят) всегда выслушает. Сын-студент скоро поедет в Америку. Идеальный фасад рушится за один день. Сын никуда не поедет, а исчезнет. Из Америки прикатит разбитная мать (Ирина Розанова), которую Вера ненавидит, а за мужем, сестрой и вообще всем окружением Веры вскроются такие вещи…

“Богатые тоже плачут” – тема неисчерпаемая для сериалов. Вскрытие змеиного гнезда тоже штука довольно стереотипная. Но тут получился такой крепкий, захватывающий и по-хорошему неприятный неонуар, что смотришь до финала не отрываясь. У Брик много красивых явлений и одно просто отличное, когда она в стельку пьяная. 

Стиляги (2008)

Комсомолец (Антон Шагин), не настолько идейный, как он думал, вливается в ряды стиляг вслед за разноцветной красавицей (Оксана Акиньшина). Бывшая комсомольская возлюбленная (Брик в суровом сером, которое она носит с тем же изяществом, что и туфли на голое тело), не достучавшись до его сердца, стучит по комсомольскому билету: встав в оппозицию к официальной советской культуре, парень рискует вылететь из института, а затем и из всей советской жизни. Все танцуют и поют.

С мюзикла об условной Москве 1950-х Валерий Тодоровский начал свой путь в ретрокино, зависнув между антисоветским высказыванием и ностальгией в сочных красках. “Стиляги” всё-таки склоняются к последнему. В фильме и состоялось первое заметное явление Брик, которую с тех пор бросали и не любили во всех эпохах. Может быть, из-за какой-то обречённости в глазах артистки режиссёры с нею так обходились. 

Одесса (2019)

Накануне эпидемии холеры в августе 1970 года в Одессу к еврейским родственникам приезжает надменный московский журналист (Евгений Цыганов) с маленьким сыном Валерой. В небольшой квартире сидят друг у друга на головах не очень любящие родственники. Папа (Леонид Ярмольник с накладным животом), как Беня Крик, говорит мало, но смачно. Мама (Ирина Розанова в старческом гриме) говорит на идиш, много разговоров об отъезде в Израиль. Будет и про КГБ. Будут и вечные российские три сестры: одна из них  – Брик в своей лучшей драматической роли. Город плавится в жаре, маленький Валера купается в море, это про него и про всех, про детство и старость, про жизнь и про смерть, про СССР – не чёрный и не белый. Какой? Надо смотреть кино – тогда, скорее всего, выяснится, что СССР у каждого свой, как детство.

Кадр из фильма “Одесса”, режиссёр Валерий Тодоровский.
WDSSPR
Кадр из фильма “Одесса”, режиссёр Валерий Тодоровский.

Уход из жизни Евгении Брик вызвал шок и горе коллег, которые снимались вместе с актрисой в разных проектах.

Мария Миронова (@mariya_mironova_actress)

Максим Виторган (@mvitorgan)

Максим Матвеев (@maxim_matveev_)

Кто ещё недавно ушёл из жизни: