Незрячая пианистка Александра Тюрина изучала ноты по Брайлю и сдала ЕГЭ на 100 баллов

1 сентября первый учебный день у Саши Тюриной в училище при Московской государственной консерватории имени Чайковского
Незрячая пианистка Александра Тюрина изучала ноты по Брайлю и сдала ЕГЭ на 100 баллов
Из личного архива
Александра любит Шопена, Глинку и Римского-Корсакова.

Там она будет единственной незрячей ученицей. Никаких скидок ей не делали. Вступительные экзамены она сдавала по общему конкурсу

На подставке фортепиано нет нот. Саша играет с поднятой головой, по памяти. Так происходит каждый раз. Она потеряла зрение, когда ей было полгода.

– Я вижу свет, могу отличить день от ночи, но больше воспринимаю мир по звукам и ощущениям, – говорит она. 

Неудивительно, что музыка увлекла её с детства. 

– Когда я была маленькая, со мной было сложно учить стихотворения, потому что я старалась их петь. Родители поняли, что у меня есть способности, и отдали меня в музыкальную школу. 

В этом учебном заведении Саша занималась вместе со зрячими учениками. Правда, у неё была особая учебная программа. 

– У меня ноты – в специальном шрифте Брайля. Я читаю ноты на ощупь и потом играю. То есть я не могу с листа сыграть какое-то произведение. Сначала мне нужно потрогать ноты.  

Девочка делала успехи. Скоро у неё было первое выступление на сцене. 

– Я играла "Песню жаворонка" Чайковского, всё прошло хорошо. Сначала было сложно выступать, когда кто-то говорил по телефону или кашлял. Но потом научилась не обращать внимания. 

Александра (справа) и её преподаватель по фортепиано Елена Евгеньевна Рукавишникова.
из личного архива
Александра (справа) и её преподаватель по фортепиано Елена Евгеньевна Рукавишникова.

Этим летом Саша набрала 100 баллов на ЕГЭ по литературе, но признаётся, что хотела поступать только в музыкальное училище. 

– Это моя мечта, – объясняет она. – С детства я мечтаю преподавать музыку таким же детям, как я. Чтобы они могли играть не только на слух, но и по Брайлю. Поступить было непросто, но не потому, что я какая-то особенная, а из-за сложных заданий, которые нужно было быстро выполнить. 

Никаких поблажек ей не делали. 

– Я поступала на общих основаниях. Я думаю, что это неплохо. Чтобы знать музыкальную литературу или сольфеджио, не важно, зрячий ты или нет. 

1 сентября у неё первый учебный день. Александра будет единственной незрячей ученицей в заведении. Как и все ученики, она волнуется перед встречей с однокурсниками и преподавателями. На свою особенность она не жалуется и даже считает, что у неё есть плюсы по сравнению с другими музыкантами. 

– Мне не нужно отвлекаться, чтобы посмотреть на клавиши. Я могу погрузиться в музыку и исполнять всё более выразительно и эмоционально. С другой стороны, есть сложности – в произведениях, где нужно часто переносить руки далеко по клавиатуре. Поэтому приходится куда дольше тренироваться. 

ЦИТАТА
Когда играю, в голове нет визуальных образов. Я не знаю мир с этой стороны.
— Александра Тюрина, пианистка

Когда Саша слушает музыку, в её голове создаются свои особенные образы.  

– Это могут быть какие-то звуки: пение птиц, шум леса или моря. Или ощущения. Когда я слышу побочную партию 7-й симфонии Прокофьева, представляю, как будто отрываюсь от земли и лечу.