В выставочном зале друг напротив друга висят два огромных полотна – по 1,7 м в высоту: выдающийся пианист Святослав Рихтер заинтересованно смотрит на увлечённого созданием музыки Дмитрия Шостаковича.
![Открылась выставка Яна Левинштейна, писавшего портреты Никулина и Окуджавы](https://static.gazetametro.ru/media/20240215200252/6f5d2b209b3433183c3851cf062241bfe38d3f4bc56a50be377c9d54ba871c4e.jpg)
![Святослав Рихтер – родственник жены художника. Пианиста автор запечатлел в стиле современной нейросети – с шестью пальцами на руке.](https://static.gazetametro.ru/media/20240215200256/43f37609-af58-4a10-ae61-80bc5d07cbd4.jpg)
– Ян Левинштейн писал всех героев с натуры. Он был вхож в музыкальные круги через супругу. Рихтер был родственником его жены, – рассказала Metro Василиса Литвинова, куратор выставки. – А наброски и этюды к портрету Шостаковича сделаны у него дома, в момент, когда композитор сочинял музыку. Левинштейн уловил, что музыкальные зарисовки созвучны с художественными. И очень органично отразил это в своей работе.
Портрет Шостаковича был написан в 1960-м, Рихтера – три года спустя, но отличает их не только год создания, но и манера исполнения.
![Дмитрия Шостаковича Левинштейн изобразил в момент работы над партитурой. Глаза композитора неспроста одного цвета с нотной бумагой.](https://static.gazetametro.ru/media/2024021521020/1da511c91fb81fb627c718864de3704cadde65a58bd1bec39c0457be1d4640fe.jpg)
– Рихтер написан в более экспрессивной манере, – считает Василиса Литвинова. – Портреты Левинштейна вообще разные по стилистике. Какие-то, как портрет Окуджавы, более реалистические, какие-то – как его Никулин – с отголосками наиво-примитивизма.
Портрет Юрия Никулина (1969) вообще вышел одним из самых интересных. Художник назвал полотно "Грустный клоун". Таким он увидел великого комика, весельчака и балагура, собирателя и потрясающего рассказчика анекдотов.
– Левинштейн близко знал Никулина и понимал, что это человек с непростой судьбой, – говорит куратор. – Юрий Владимирович – фронтовик, полностью прошёл войну, но, увидев все её ужасы, не утратил тяги к свету, к добру, к желанию дарить улыбки. Поэтому на плече у грустного клоуна Левинштейн изобразил золотую птичку. Как символ света в душе Никулина.
![Булата Окуджаву, как и многих других своих героев, Левинштейн показал с неестественно длинными пальцами.](https://static.gazetametro.ru/media/2024021521020/4c662b6afeae6ae35cfe2affecef675992edda073398337391ac98b949cf5c8e.jpg)
Юрий Владимирович, как и остальные герои работ Левинштейна, высоко ценил мастерство автора.
– И Никулин, и Окуджава, и другие были его поклонниками. На выставке представлено несколько интересных фотографий. Например, Никулин, берущий у Левинштейна автограф. С Окуджавой есть трогательное фото с подписью Булата Шалвовича. Они были почти соседями – оба жили на Арбате. К сожалению, на выставке не представлен портрет Михаила Козакова. Он остался в личной коллекции режиссёра. Но их совместный снимок есть. На нём радостный Козаков повис на плечах у Левинштейна. По-моему, это фото лучше всяких слов говорит о близости их отношений.
![Булат Окуджава, Ян Левинштейн и Михаил Козаков.](https://static.gazetametro.ru/media/2024021521020/9e01af16db594b5a2c7901a95b916a968de7dad25a8c7307f57c4f3ffeb549e6.jpg)
Но несмотря на оценку ближнего круга, заслуженной славы художник так и не получил, считает Василиса Литвинова:
– Думаю, это потому, что его коллеги-нонконформисты, как тот же Оскар Рабин, эмигрировали, а он нет. Левинштейн любил свою родину, он не хотел уезжать, хотя возможности были. Но, думаю, признание, пусть и запоздалое, к нему придёт. Портретистов такого уровня крайне мало.
Досье
Ян Левинштейн (1923–2010)
- Родился в Ташкенте.
- В 1941-м поступил в Суриковский институт, который из-за войны эвакуировали в Узбекистан.
- На поступление в Самарканд приехал с опозданием в несколько дней. Но академик Серов, увидевший выставленные в коридоре работы парня, предложил взять его без экзаменов.
- Учился в мастерской профессора Игоря Грабаря.
- Дипломная работа Левинштейна была настолько удачной, что экзаменационная комиссия постановила сразу принять его в Союз художников СССР.
- После распределения преподавал в Иркутском художественном училище. На каникулах жил на острове Ольхон посреди Байкала в семье рыбаков.
- С 1950-х жил в Москве.
- Ян – псевдоним, взятый в столице. Имя при рождении – Яков.
- Участвовал в "Бульдозерной выставке" нонконформистов 1974 года, которую в прямом смысле уничтожили бульдозером.
- На "Википедии" до сих пор нет страницы, рассказывающей о художнике.