Пилоты Московского авиацентра могут посадить вертолёт хоть в поле, хоть в пробке на трассе

Накануне Дня Воздушного флота России пилоты Московского авиацентра отработали навыки по спасению пострадавших в полевых условиях
Пилоты Московского авиацентра могут посадить вертолёт хоть в поле, хоть в пробке на трассе
Алексей Шанин
Спасатели Московского авиацентра всегда придут на помощь.

По легенде, на Рыжовском пруду в поселении Вороновском тонет неосторожный рыбак. Случайные свидетели позвонили в службу спасения, но обычная скорая доехать туда не успеет – нужен вертолёт. Буквально через десять минут он уже на месте – изящный красавец ВК117С-2, способный лететь со скоростью 270 км в час. Сделав круг, вертолёт садится прямо в поле. Задний отсек открывается – и спасатели заботливо погружают в него носилки с "пострадавшим". Дальше – работа бортовых медиков.

Спасатели оперативно доставляют пострадавшего к вертолёту.
Алексей Шанин
Спасатели оперативно доставляют пострадавшего к вертолёту.

– Санитарной авиацией мы эвакуируем пострадавших из самых труднодоступных мест, будь это лес, поле или оживлённая трасса, где случилась авария, – говорит заместитель руководителя Департамента по делам ГОЧСиПБ Андрей Иванов. – Вертолёты Ка-32А тушат пожары и занимаются поиском людей. А вот этот, видите, сейчас летит над нами (в это время небо рассекает настоящий гигант среди вертолётов. – Прим. авт.), – Ми-26Т. Он считается в мире самым большим, способен перевезти к месту происшествия целый отряд спасателей.

Когда отработка учений с пострадавшим завершается, нам разрешают осмотреть чудо санавиации изнутри. По сути, это компактный реанимобиль: есть медицинская стенка со всеми аппаратами, а на борту всегда находятся два медика, только вместо водителя – лётчики. Этим бортом управляет Екатерина Орешникова – единственная женщина-пилот в московской авиации. Говорит, что за штурвалом уже лет тридцать. Со своим опытом Екатерина может посадить "вертушку" практически на любой площадке.

Екатерина Орешникова.
Алексей Шанин
Екатерина Орешникова.

– Сейчас у нас, можно сказать, идеальные условия – чистое поле, пусть и не совсем ровное, нет ни зданий, ни линий электропередач, – говорит Орешникова. – Но так бывает далеко не всегда, и я вам скажу, посадить вертолёт где-нибудь на МКАД – это далеко не самое трудное. То ли дело опуститься посреди двора, в окружении людей.

В Московском авиационном центре таких вертолётов-реанимобилей пять. По словам замдиректора по организации лётной работы Олега Катальшева, аналогов этому медтранспорту на сегодня в мире нет. Экипажи ВК117С-2 спасали пострадавших после крушения "Невского экспресса" на Октябрьской железной дороге, при столкновении поездов под Наро-Фоминском, терактах в метро, пожаре в ТРЦ "РИО" и при других крупных катастрофах.

В "вертушке" есть всё самое необходимое для оказания первой помощи.
Эльвира Якупова
В "вертушке" есть всё самое необходимое для оказания первой помощи.

– Подлётное время в пределах МКАД – меньше 10 минут, в самую дальнюю точку Новой Москвы мы долетаем максимум за 20 минут, на таких расстояниях альтернативы санавиации просто нет, – уверяет Катальшев. – Для посадки достаточно площадки 15 на 15 метров, к тому же вертолёты работают и ночью. Значимость всех этих моментов огромна, ведь, чтобы спасти человека, важно не упустить тот самый "золотой час", когда шансы выжить максимальные.

6800 человек доставили в больницы вертолётами с начала работы службы санитарной авиации в Москве