НЕДВИЖИМОСТЬ

Молодые архитекторы предлагают установить необычный крематорий

Минуты прощания могут быть омрачены часами решения бюрократических вопросов и блужданиями по коридорам. Metro изучило проект архитекторов, победивших в "Кирпичном конкурсе". Молодые и смелые готовы изменить сложившийся ритуал
"Кирпичный конкурс" позволяет взглянуть на знакомый материал по-новому.
Александра Живушкина

Кирпичи, казалось бы, банальный строительный материал. А вокруг него закручиваются литературные сюжеты, он давно стал мечтой коллекционеров, и архитекторы явно не планируют отказываться от столь бесценного, хоть и искусственного камня. Неудивительно, что в архитектурном мире появился и профессиональный конкурс, где кирпич оказался не только в названии, но и в самом центре внимания.  

"Кирпичный конкурс" рассчитан на молодых и смелых. В этом году он прошёл во второй раз при поддержке журнала "Проект Балтия" и компании "Архитайл". На конкурсе были представлены следующие номинации: проект городского дома, загородного дома, общественного пространства и интерьера. Всё это, конечно, с использованием кирпича.   

Главная конкурсная награда – Гран-при – досталась архитекторам из Санкт-Петербурга. Молодые архитекторы Елизавета Дворщенко и Борис Гусев в рамках проекта "Лимб" предложили пересмотреть культуру прощания и организовать в центре города крематорий. 

– Проект родился под впечатлением от пандемии, личного опыта переживания потери близких и знакомства с процессом и процедурами прощания, которые действуют в нашей стране, – поделился с Metro Борис Гусев. – Поэтому пожелание сделать крематорий – это попытка попробовать как-то по-другому взглянуть на этот ритуал, сделать его более значимым для тех людей, которые прощаются с умершими. Это важная часть жизни.

Важная составляющая крематория – мост "Лимб" через небольшой канал.
архив Кирпичного конкурса

Общая форма, предложенная авторами для крематория, предполагает длинный коридор, собранный из кирпичей. Сквозь оставленные промежутки пробивается свет. Административные помещения уведены по сторонам общей конструкции и не перегораживают путь человеку, пришедшему на церемонию прощания.  В конце пути, по задумке архитекторов, человек должен получить кирпич с частичкой праха умершего и продолжить им стену. 

– Нам хотелось переосмыслить такой тип архитектуры, типологию, – подчеркнула в разговоре с Metro Елизавета Дворщенко. – Стандартно в крематориях посетители входят и выходят через одну дверь. Как нам кажется, человек, пройдя церемонию прощания, меняется. Поэтому мы захотели сделать конструкцию в виде линейной структуры, показать пребывание в крематории как путь, который человек проходит в этот момент. Местом действия мы выбрали парк "Тучков буян" в центре Петербурга, который пока пустует.

Авторы проекта полагают, что возникающие сомнения об уместности размещения зданий подобного назначения в сердце мегаполиса могут исчезнуть при правильном архитектурном решении.  

– Если это не входит в диссонанс с исторической застройкой, то такая история может быть, – объясняет Елизавета.

Вход в крематорий в парке.
архив Кирпичного конкурса.