Почему Юрий Долгорукий жил в раю и можно ли в нём оказаться в Москве

В Музее-заповеднике "Коломенское" на выставке "Райский сад земной и небесный" привели доказательства существования Эдема
Почему Юрий Долгорукий жил в раю и можно ли в нём оказаться в Москве
Пресс-служба Музея-заповедника "Коломенское"
Фрагмент экспозиции "Райский сад земной и небесный" в Коломенском.

В Сытном дворе музея "Коломенское" расцвели все цветы: они на знаменитых местных изразцах, фрагментах храмовой росписи, книжных миниатюрах, иконах и даже старинных деревянных прялках. У входа встречает почти четырёхметровый портал иконостаса XVII века из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, весь буквально испещрённый растительно-цветочным орнаментом. И если современный человек видит здесь просто красивые цветы и растения, то средневековый сразу понимал: ему рассказывают о рае. 

Изразцы рельефные полихромные из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного на Арбате. Москва, начало 1680-х гг. Собрание музея-заповедника “Коломенское”
Пресс-служба Музея-заповедника "Коломенское"
Изразцы рельефные полихромные из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного на Арбате. Москва, начало 1680-х гг. Собрание музея-заповедника “Коломенское”

Рай в те далёкие годы был не просто поповской выдумкой, а вполне зримым и вещным явлением – его можно было найти на земле. Выставку именно в Коломенском проводят не случайно: ещё в XVII веке здесь и в Измайлово по приказу царя Алексея Михайловича начали возводить рай –  разбили сады. И это не только метафора: греческое слово, обозначающее "рай" (παράδεισος) означало и "сад", то есть оба эти понятия в христианском искусстве фактически едины. 

Планировка коломенского рая велась, в том числе, с учётом представлений о реальном географическом положении Эдемского сада, основанных на текстах Ветхого Завета: "Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки". Согласно одной из научных гипотез, Эдемский сад находился в районе Персидского залива, в долине Шатт-эль-Араб, образованной слиянием четырёх рек: Тигра, Евфрата, Керуна и Керки. 

Фрагмент росписи Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Художественная реконструкция.
Пресс-служба Музея-заповедника "Коломенское"
Фрагмент росписи Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Художественная реконструкция.

Тема четырёх райских рек неоднократно обыгрывалась в средневековой архитектуре в четырёх фонтанах или 4 струях воды. Такие 4 фонтана в виде грифона, льва, единорога и барса можно увидеть и на чертеже измайловского Виноградного сада – он есть на  выставке в Коломенском. Этот чертёж примечателен также своей иконописной манерой: авторы изобразили на нём растения так же, как в те времена рисовали деревья на иконах. 

Кроме планировки, наполнение сада точно так же строго соответствовало средневековым представлениям об устройстве рая: здесь можно было и отдохнуть под священным деревом, и утолить жажду в колодце, и посмотреть на "райский" зверинец.

Цифра
более 300
произведений из 10 музеев и частных коллекций собрано на выставке "Райский сад земной и небесный"

Поскольку земной сад воплощал образ рая, то вместе с распространением христианства на Руси появлялось всё больше садов. Первыми садоводами были, судя по всему, монахи.

– Всякий сад, будь он монастырским или светским, был метафорой библейского первозданного мира, – рассказывает заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности "Коломенского" Екатерина Ильницкая. – Появлялись поселения, которые назывались Раями. Такое название носила и усадьба князя Юрия Долгорукого. 

Но в христианском искусстве рай не всегда представал в образе сада.

Фрагмент экспозиции "Райский сад земной и небесный" в Коломенском.
Пресс-служба Музея-заповедника "Коломенское"
Фрагмент экспозиции "Райский сад земной и небесный" в Коломенском.

– В виде сада рай изображается в ветхозаветной Книге Бытия. Но если опираться на тексты Евангелия, в частности, Откровение Святого Иоанна Богослова, то там рай описан как город – Небесный Иерусалим, – рассказывает Екатерина Ильницкая. – Поэтому следует разделять эти два образа рая. Эдем – райский сад, откуда человек был изгнан. И Небесный Иерусалим – золотой город, окружённый стеной из драгоценного камня, который откроется праведникам.

Интересно, что и второй образ рая как города сохранился в этимологии того же греческого слова παράδεισος – оно произошло от древнеиранского pari-daeza, или "отовсюду огороженное место" (отсюда пришло и латинское paradisus, многим знакомое по романским языкам). То есть рай – это и сад, и безопасное огороженное место (что тоже очень похоже на сад). Этот смысл вкладывался и в планировку русских монастырей, в которых обязательно были сады и изображения которых на гравюрах и иконах перекликаются с образом небесного града.

Ева поддалась искушению и погубила человеческий род. Дева Мария – новый идеал женщины, которая своей праведностью открыла людям врата рая. Богоматерь часто называют "Новой Евой" и изображают на фоне, в котором угадывается рай. В искусстве эпохи Возрождения Богоматерь с младенцем изображается на фоне неземного пейзажа. В русском искусстве отсылка к раю более конкретная.
Пресс-служба Музея-заповедника "Коломенское"
Ева поддалась искушению и погубила человеческий род. Дева Мария – новый идеал женщины, которая своей праведностью открыла людям врата рая. Богоматерь часто называют "Новой Евой" и изображают на фоне, в котором угадывается рай. В искусстве эпохи Возрождения Богоматерь с младенцем изображается на фоне неземного пейзажа. В русском искусстве отсылка к раю более конкретная.

Как известно, в проектировании образа рая на Руси зашли максимально далеко: под Москвой по идее патриарха Никона решили воссоздать Палестину со всей её топографией и топонимикой. Речь о Новоиерусалимском монастыре и территории вокруг него: здесь есть холмы Сион, Фавор и Елеон, река Иордан, деревня Капернаум и, конечно, Гефсиманский сад.

– Может показаться, что такие проекты – это попытка создать рай на земле. Однако это не так: у средневекового человека не было необходимости искусственно наполнять повседневность духовным смыслом, поскольку вся его жизнь была пронизана мыслью о Боге, – рассказывает Екатерина Ильницкая. – С появлением светской культуры религиозное искусство смешалось с мирским. Это сказалось и на восприятии сада, его связь с божественным замыслом отошла на второй план – но не была полностью забыта.

Неизвестный художник. "Дети в саду". Начало ХХ века. Серпуховский историко-художественный музей.
Пресс-служба Музея-заповедника "Коломенское"
Неизвестный художник. "Дети в саду". Начало ХХ века. Серпуховский историко-художественный музей.

После услышанного и увиденного совершенно другими глазами смотришь на цветущие яблони, сады, деревья и цветы художников Константина Сомова, Петра Петровичева, Наталии Гончаровой, Роберта Фалька и Александра Тышлера. А картина современного художника Петра Петяева, нарисованная в 2023 году, так и называется – "В поисках рая". Усеянный на ней солнечными бликами сад только лишний раз подтверждает: средневековый образ рая, похоже, оказался навсегда вписан в отечественный генетический код. Совсем по-другому смотришь и на коломенские сады, мимо которых идёшь на выставку и в которых опять оказываешься, её покинув. Рай на земле определённо существует.