Почему сорвалась первая за полвека встреча лидеров Китая и Британии и при чём тут США

В рамках саммита G20 могла состояться первая за почти 50 лет двусторонняя встреча лидеров КНР и Британии. Metro разбиралось в отношениях двух стран
Почему сорвалась первая за полвека встреча лидеров Китая и Британии и при чём тут США
Getty Images
15–17 ноября проходила встреча "Большой двадцатки" на Бали. В ней участвовал в том числе премьер Великобритании Риши Сунак.

Что пишут СМИ

Как написала прокитайская газета Global Times, Великобритания виновата в том, что встреча коммунистического лидера Китая Си Цзиньпиня и британского премьера Риши Сунака не состоялась.

Назвали причину – поддержка Великобританией Тайваня, региона, который уже давно не желает быть частью Китая. Ранее политики КНР попросили британцев "прекратить подавать неправильные сигналы тайваньским сепаратистам и поддержать "принцип территориальной целостности Китая". Но Лондон остался непреклонен, продолжая придерживаться прежней протайваньской линии.

Интересно, что предшественница Риши Сунака, Лиз Трасс, досрочно покинувшая премьерское кресло, даже предлагала снабдить Тайвань вооружением – она проводила параллели с тем, как британцы поставляют оружие на Украину. Однако её радикальная идея встретила отпор со стороны многих британских лидеров.

Сунак же хотел проводить в отношении Китая более мягкую политику – и встретил большое сопротивление со стороны партии тори (консерваторы). Ему напомнили, что в Китае есть проблемы с соблюдением прав человека, а также страна не выразила открытого протеста России в связи со спецоперацией на Украине.

Си Цзиньпин – один из главных игроков на политической арене.
Getty Images
Си Цзиньпин – один из главных игроков на политической арене.

Непосредственно перед саммитом Риши Сунак снизил градус антикитайской риторики – и всё же встреча не состоялась. Наверняка этому порадовался бывший лидер британских консерваторов сэр Иэн Смит. Ранее он не раз высказывался против сближения с КНР: "Я обеспокоен, что нашего премьера после встречи с Цзиньпином воспримут как слабого политика, ведь похоже, что мы скатываемся к сближению с Китаем. <...> Они угрожают нашим ценностям, нашей экономической стабильности".

Однако похоже, что на самом деле Сунак связан по рукам и ногам – эскалация в отношениях Лондона и Пекина запрограммирована. И на это есть множество причин.

Моменты близости

В последний раз лидеры Великобритании и Китая встречались в первой половине 70-х. Британский премьер Эдвард Хит ездил тогда к лидеру Китая Мао Цзэдуну в Пекин. Он стал почётным гостем в КНР, решив отдалиться от США, с которыми страну связывали (и до сих пор связывают) так называемые особые отношения, предполагающие тесное сотрудничество – несмотря ни на какие обстоятельства.

Мао Цзэдун и Эдвард Хит во время встречи в Китае.
Getty
Мао Цзэдун и Эдвард Хит во время встречи в Китае.

– В 70-е время вообще было знаковым, – рассказывает Metro научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин. – Тогда страны столкнулись с негативным влиянием внешних экономических эффектов – для стабилизации ситуации нужно было трансформировать национальные экономики. Вот почему налаживание двусторонних связей стало актуальным. К тому же с 70-х происходила трансформация экономической системы Китая – он стал более открытым для западных инвестиций, привлекательным для транснациональных корпораций. Обладая значительным и дешёвым трудовым ресурсом, Китай мог размещать западные инвестиции для внедрения европейских компаний в восточный регион. Встреча Хита с Цзэдуном стала ответом на системный кризис, происходивший в мировой экономике в 70-е. Пример такого сотрудничества показал, что странам приходится иной раз сосуществовать не только в рамках военно-политических блоков, но и в рамках многосторонних экономических связей.

Эдварду Хиту вручили панд от Мао Цзэдуна во время визита британца в Пекин.
Getty
Эдварду Хиту вручили панд от Мао Цзэдуна во время визита британца в Пекин.

Однако и после того, как Хит прекратил свои премьерские полномочия, в отношениях между Китаем и Великобританией возникали моменты просветления. А в 2015-м наметилось явное сближение.

– Накануне "Брекзита" отношения между странами действительно улучшились, – подчёркивает Олег Валерьевич. – Осенью 2015 года в Лондоне состоялась встреча бывшего премьера Дэвида Кэмерона и Си Цзиньпина – тогда же была объявлена золотая эра двусторонних отношений. Уйдя в отставку, Кэмерон стал вице-президентом китайско-британского инвестиционного фонда. Кроме того, Великобритания вступила в азиатский банк инфраструктурных инвестиций. А в 2017-м глава казначейства Филип Хаммонд заявил, что Британия будет естественным партнёром Пекина. В рамках двустороннего экономического сотрудничества Лондон заявил о выделении 25 млрд фунтов стерлингов британским компаниям, которые осуществляли хозяйственную деятельность в Пекине.

США подливают масло в британо-китайский огонь

Охлаждение между странами наметилось с приходом к власти в США администрации Дональда Трампа и усилением торгового противостояния между Вашингтоном и Пекином в 2018 году. Трамп активно боролся с китайской компанией Huawei – не только пытался выдавить её с американского рынка, но и оказывал политическое влияние на кабинет премьера Великобритании Терезы Мэй, заставляя её принимать аналогичные меры по отношению к Huawei в Великобритании. 

Затем возник "тайваньский вопрос", постепенно ставший принципиальным.

– Позиция США в отношении Тайваня остаётся непреклонной, – говорит Охошин. – Американские конгрессмены заявляли, что готовы вооружать Тайвань для противостояния с Китаем. И в рамках "особых отношений" с Вашингтоном Риши Сунак вынужден будет занять такую же агрессивную позицию в отношении Пекина!

Ещё один фактор, мешающий Сунаку сближаться с Китаем, связан с НАТО.

– Сейчас Запад в рамках НАТО старается выработать единую позицию в отношении украинского конфликта, экономических санкций против России, торгово-экономического давления на Китай. А Великобритания стремится играть в блоке одну из ведущих ролей. Вот почему и Борис Джонсон, и Лиз Трасс неоднократно подчёркивали, что будут развивать стратегическое сотрудничество с США в рамках оборонной и разведывательной политики. И это при том, что страны уже несколько лет не могут заключить соглашения о свободной торговле...

При этом любое сближение Великобритании с США автоматически означает ухудшение отношений англичан с КНР.

Риши Сунак и Джо Байден встретились на Бали в рамках саммита стран G20.
Getty Images
Риши Сунак и Джо Байден встретились на Бали в рамках саммита стран G20.

Охошин также подчёркивает, что умеренность в британо-китайских отношениях, в которой Сунака упрекали его политические оппоненты (включая Трасс), постепенно сходит на нет. Да и раньше Сунак, который одно время был министром финансов Великобритании, уже предпринимал антикитайские меры.

– Так, он активно содействовал тому, чтобы в стране закрывались институты Конфуция, а эти образовательные организации являются одними из главных инструментов продвижения "мягкой силы" Китая в европейских странах, – поясняет эксперт. – И теперь, находясь на посту премьера, Сунак получил ещё больше возможностей для ужесточения политики в отношении Пекина. Другое дело, что у него ограничены ресурсы для финансирования подобных политических акций – в последнее время Туманный Альбион столкнулся с резким падением уровня жизни большинства граждан и рекордным уровнем инфляции (перешагнула 10-процентный порог). Так что в приоритете у Сунака – внутренняя политика страны.

Наконец, из-за "особых отношений" с США Сунак не может проводить независимый внешнеполитический курс в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку тот входит в сферу влияния США (из-за торговой войны с Китаем) – поэтому Великобритания здесь не сможет играть главенствующую роль.

Читайте также: