Почему турецкие банки отказываются работать с российскими, и как на это влияют США

Экономист объяснил, где в ситуации можно отыскать американский след, а также как это повлияет на экономику России и Турции
Почему турецкие банки отказываются работать с российскими, и как на это влияют США
Copyright (c) 2022 Sener Dagasan/Shutterstock.
ВВП Турции составляет $819 млрд, что делает её 20-й экономикой мира.

Турецкие банки повсеместно отказываются работать с российскими из-за давления со стороны Соединённых Штатов, которые анонсировали новый инструмент давления на Россию – вторичные санкции. Об этом Metro рассказал Михаил Беляев, кандидат экономических наук, финансовый аналитик.

Напомним, 15 января появилась информация о жалобах турецких экспортёров, столкнувшихся с отказами банков проводить денежные переводы из России. Проблема берёт своё начало ещё в декабре прошлого года, когда некоторые частные банки в Турции стали возвращать транзакции из РФ либо отклонять их на начальном этапе. Объяснением служило то, что оплата происходит за экспорт санкционной продукции.

По словам Беляева, действия турецких банков обусловлены политическим мотивом. 22 декабря прошлого года президент США Джо Байден издал указ о вторичных санкциях. Он разрешает американскому Минфину накладывать на иностранные банки ограничения за помощь в заключении сделок по поставкам санкционных товаров, а также за содействие в заключении сделок российским подсанкционным лицам.

– Это политический мотив в чистом виде. Это нажим Соединённых Штатов на Турцию через угрозу введения вторичных санкций по отношению к финансовым организациям. Турецкая сторона сопротивлялась, но, видимо, США нашли какие-то такие клавиши серьёзного давления, – сказал эксперт. 

Для Турции это может стать очень серьёзной проблемой. Москва является важным контактом для Анкары, с которым установились весьма значимые торгово-экономические отношения. Невозможность совершать платежи может поставить торговлю на паузу.

— Для Турции это, конечно, очень большой и болезненный удар, потому что это означает фактически остановку и затруднение торгово-экономических отношений с Россией – не только с физическими лицами, но и с юридическими.

Цифра
$46 млрд
– доходы Турции от туристической отрасли по итогам 2022 года, что на 53,4% больше, чем годом ранее.

По словам экономиста, это может болезненно отразиться на экономике Турции. Особенно сильно пострадает туристическая отрасль, которая составляет большую долю ВВП страны. Сегодня поток туристов из России практически вышел на доковидный уровень, и его приостановка болезненно скажется на восстановлении турецкой экономики после мировых кризисов. Однако это может сказаться и на доходах Москвы, которая поставляет Анкаре в том числе и энергоресурсы.

Если проблема не будет решена в кратчайшие сроки, есть возможность наладить временные обходные пути, уверен Беляев. Например, производить непрямые расчёты через банки в других странах. В крайнем случае можно прибегнуть к бартерным расчётам – обмен одних товаров на другие без участия денег.

Турецкий бизнес назвал ситуацию кризисной, ведь если проблема по проведению платежей не будет решена в ближайшее время, многие компании могут оказаться на грани закрытия, сообщает ТАСС. В ситуацию уже вмешалось турецкое Министерство торговли. Как заявили в ведомстве, обстановка должна улучшиться к началу февраля. Однако частные банки в Турции не ждут, что проблема сможет решиться в ближайшее время.