Почему в России сдать на права с первого раза не получается

По статистике, с первого раза сдать на водительские права удаётся единицам. Metro пообщалось с теми, кто ходил на экзамен несколько раз
Почему в России сдать на права с первого раза не получается
Nomad_Soul / Shutterstock
Вождение – для сильных духом и слабых кукухой.

Анастасии было 19, когда она пошла учиться в автошколу. Однако изначальные планы – выучиться водить машину с автоматической коробкой передач – сразу поменялись из-за рекомендации друзей:

– Хотела попасть именно к определённому инструктору – у него учились мои друзья и благодаря его советам сдали с первого раза. Было одно "но" – он учил только "механике". Долго думала и решила, что коробка передач и три педали меня всё-таки не пугают. Правда, когда после теории я познакомилась с инструктором, то выяснилось, что к девушкам, которые учатся на "механике", у него отношение, мягко скажем, не самое дружелюбное. С нашего первого занятия он орал на меня во всю глотку и несколько занятий между нами напряжение можно было ножом резать. Я уже думала, что окончательно сойду с ума, но через пару занятий он всё-таки сжалился надо мной и стал по-настоящему ценным наставником.

Помощь инструктора, однако, не помогла Насте сдать всё с первого раза. Вторая попытка, третья, четвёртая... Отчаявшись, на пятый раз она даже предлагала взятку экзаменатору, но тот денег не взял – сказал, что у вас, девушка, всё и так получится.

– Седьмую попытку сдать вождение мне поставили 28 февраля, в день, когда заканчивалось действие результатов экзамена по теории, – вспоминает Настя. – Я в это время собиралась переезжать в Москву и понимала – если не сдам сейчас, то, скорее всего, не сдам уже никогда. Никогда в своей жизни так не нервничала. Но случилось чудо – я пришла и сдала практически без проблем. Теперь без проблем вожу и механику, и коробку-автомат.

У другой девушки – Софьи – стаж вождения уже должен был перемахнуть за 12 лет, но вышло так, что даже после восьми попыток сдать экзамен она так и не получила желанную карточку.

– Перед окончанием школы я задалась целью – хочу научиться водить и получить права. Если бы я знала, через что придётся пройти! Чего стоил один инструктор, который орал на меня так, что я чуть из машины не выскакивала. На тот момент учиться можно было только на механической коробке. Представьте все эти педали, переключения – и всё это под крик: "Отпусти сцепление, сейчас сожжёшь машину!". Добавьте сюда стоимость практики и поймёте, сколько нервов я себе попортила: за один урок я платила 500 рублей, а на момент 2011 года это были солидные деньги, – вспоминает Софья. – Под самый конец обучения мне удалось сменить инструктора, и он помог мне отточить основы и правильно парковаться (на "механике" это особенно сложно). Теорию я сдала со второго раза, а вот с вождением пришлось повозиться – в итоге на всё ушло пять попыток.

Однако права после удачной попытки можно было получить только на следующей неделе, а девушка не могла остаться – должна была улетать на учёбу в Китай. Её заверили, что права никуда не денутся и будут ждать её дома. Сдав все документы, девушка улетела из города.

По приезду обратно вместо прав Софью огорошили новостью – оказывается, из-за сбоя в базе были удалены все результаты экзаменов за несколько месяцев. На вопрос, что делать, ответ был краток – идите на пересдачу.

– Тем, кто застал ситуацию буквально сразу после сбоя, повезло – они смогли быстро пересдать и получить свои водительские права, однако с момента моего экзамена прошло уже больше трёх месяцев. Но когда я поняла, что меня снова ждут эти бесконечные попытки и нервы, решила, что оно того не стоит, – рассказывает Софья, отмечая, что по прошествии лет о своём решении не жалеет.

Почему же сдавать на права так сложно? Сергей Моряхин, инструктор по вождению и YouTube-блогер, уверен – сдать экзамен сложно, поскольку большинство работающих сегодня автошкол не дают требуемого уровня подготовки своим ученикам. К тому же, им отчаянно не хватает практики.

– Все те регламенты, которые принимались за последние годы, на улучшение ситуации никак не влияют. Процентам 70-80 тех, кто приходит сдавать экзамен, попросту не хватает практического навыка. На мой взгляд, практики требуется не менее 50-70 часов – не считая площадок, тренажёров и прочего, – считает инструктор. – В общем же, всё индивидуально: многие приходят в автошколу с нулевым навыком, соответственно, нужно сначала научиться управлять самой машиной. Тем, у кого уже есть некоторый опыт, конечно, будет легче. Однако не стоит забывать, что даже опытные водители сегодня могут не сдать с первого раза – экзамены стали весьма сложными из-за ужесточения регламентов.

По словам эксперта, одна из самых частых ошибок начинающих водителей – невыполнение требований инструктора. К примеру, вас попросили развернуться, а вы поехали налево – это грубая ошибка. Даже если вы не расслышали, это не отменяет вашего промаха. А если ситуация на дороге требует вмешательства со стороны инструктора – вы однозначно идёте на пересдачу.

Причём 6-8 попыток – это не предел. Как вспоминает Сергей, одна из учениц, которая проходила у него онлайн-курс по вождению, сдавала экзамен целых 22 раза:

– Это была женщина в возрасте, уже за 50 лет. Она была упорной и хотела всё сдать сама, для неё был важен сам факт. На это у неё ушло два года, но водительские права она всё-таки получила.