Подопечные ПНИ и детских домов рассказали, какие чувства они испытали в первые годы самостоятельной жизни

Выпускники интернатов теперь могут получать комплексную помощь от государства. Репортёр Metro узнала, с какими проблемами чаще всего сталкиваются бывшие воспитанники казённых учреждений
Подопечные ПНИ и детских домов рассказали, какие чувства они испытали в первые годы самостоятельной жизни
Из личного архива Елизаветы Некрасовой.
Елизавета Некрасова отмечает дома свой день рождения.

Часто бывшие подопечные из детских домов не могут привыкнуть к самостоятельной жизни. Выпускникам психоневрологических интернатов вдвойне тяжелее адаптироваться к новым условиям. После выпуска люди из ПНИ и детских домов с недоверием относятся к незнакомцам – им сложно найти новых друзей и делиться переживаниями. Некоторые из них не умеют готовить еду, записываться на приём в поликлинику и платить за коммунальные услуги. 

Елизавета Некрасова в 15 лет попала под опеку государства. Её родителей лишили родительских прав. Детский дом бывшая воспитанница покинула в 17 лет. После выпуска девушка боялась, что не сможет справиться с предстоящими трудностями.

– После выпуска был страх, что теперь мне придётся брать ответственность за свою жизнь. Боялась, что не будет денег. Поначалу хотелось вернуться обратно. Я скучала по друзьям и людям, которые меня воспитывали. В детском доме я была не одна, а с сестрой. Она мне всегда помогала и поддерживала. По сей день главной опорой и поддержкой для меня остаётся сестра Анна, – рассказала Metro Елизавета. – После выпуска меня морально поддерживала воспитатель из детского дома. Я с ней советовалась насчёт жилья, спрашивала, куда обращаться, если мне нужны были какие-либо документы.

Для бывшей воспитанницы детского дома Полины Юсибовой документы и общение с чиновниками тоже были серьёзным испытанием.

– Первой проблемой после выпуска стала оплата счетов. Я не знала, когда и как платить, заполнять документы, куда нужно идти, чтобы прописаться, что такое ПФР. Меня часто ругали, когда я приходила в муниципальные или государственные органы, потому что я не знала, где взять необходимые документы. Я боялась туда ходить. Мне часто помогала воспитательница из детского дома, в котором я жила с 7 лет. Она узнавала, в какие именно инстанции мне нужно обращаться за документами. С её помощью я быстрее получила квартиру, которая должна была мне достаться от государства. 

Полине также было страшно оставаться одной и общаться с незнакомцами.

– После выпуска я молчала, ничего никому не рассказывала о себе. Мне и сейчас страшно доверять кому-то – боюсь показаться назойливой. Было сложно разговаривать с людьми. Ещё было страшно оставаться вечерами одной, в тишине. Я привыкла, что в детском доме всегда много людей, поэтому одиночество меня пугало. Было трудно решать бытовые вопросы: что готовить и как именно это делать.

Для того чтобы бывший детдомовец не чувствовал себя брошенным, организация "Государевы дети" каждую неделю проводит встречи, на которых выпускников учат заполнять документы, а также помогает им найти работу.

В обществе меняется отношение к людям с физическими и ментальными расстройствами. Сейчас многие частные и государственные проекты направлены на то, чтобы сделать мир для инвалидов доступнее. Департамент соцзащиты не остался в стороне и создал новую программу, благодаря которой люди с особенностями могут начать новую жизнь вне стен психоневрологического интерната.

45-летняя Светлана покинула ПНИ год назад. Сейчас она пишет рассказы и романы под псевдонимом Изабелла. Живёт одна. Весь круг её общения – три человека: Маша, подруга по переписке, Ира, которая "иногда заглядывает в гости", и Катя, волонтёр.

– Я жила в четырёх интернатах и везде быстро осваивалась. После выпуска было страшно. Хотелось вернуться в интернат, – призналась Светлана. – Сейчас, если я чего-то не знаю, то прошу совета у волонтёра Кати или у воспитательницы из интерната. Возвращаться обратно уже не хочу. Всем довольна и счастлива. 

Жизнерадостная Светлана – удачный пример адаптации с помощью волонтёров, которые помогли ей справиться с жизненными трудностями. Теперь с появлением новой услуги все подопечные ПНИ в Москве могут обращаться к специалистам за помощью в первые три года после выпуска. В пресс-службе Департамента труда и социальной защиты населения Metro рассказали, что "услуга предупреждает случаи повторного попадания в интернат".

– Постинтернатное сопровождение – это помощь выпускнику в оформлении документов и заявлений в государственные органы, сопровождение на приём к врачу, содействие в решении жилищно-бытовых вопросов, психологической и юридической помощи. Воспитанник может заключить договор с любым интернатом и получить помощь по телефону и личной встрече. Выпускник также может ходить два раза в месяц на групповые занятия с психологом.