
О каждом изобретении авторы постарались рассказать главное, не только удивить и развлечь юных читателей, но и научить их чему-то новому.
Стильные и забавные иллюстрации для журнала создал художник Пётр Лутов – номинант международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№ 27 в категории "Комиксы".
"Больше половины жизни я работаю в цифровом мире, который пытается изобразить реальный. В цифровом мире постоянно забывают про четвёртое измерение – время. Совместная работа с Политехническим музеем – реальный мир во всех его измерениях. Мне повезло принять участие в таком интересном проекте, объединившем многих людей и разное время, чтобы мы могли прикоснуться к истории, узнать много нового и интересного, вдохновиться на достижения и зарядиться созидательной энергией", – говорит художник.
Metro публикует фрагменты журнала.
Первый отечественный персональный компьютер
Первый персональный компьютер, серийно выпускавшийся в СССР, назывался "Агат". Эти машины стояли в школах с середины 1980-х до конца 1990-х годов.
На "Агате" писали программы, редактировали тексты, работали с таблицами и графиками. Но большинству школьников тех лет компьютер запомнился играми. Играли в тетрис, змейку, шахматы, шашки, пасьянсы, лабиринт, платформеры и спортивные игры. Всего было около 200 игр советской разработки.

На модификации "Агат-9″ запускались и игры, написанные для компьютера Apple II. Эти ПК имели одинаковый процессор, но в остальном различались. В советском компьютере было сделано множество доработок, в первую очередь для улучшения графики.
Информацию записывали на дискеты – дисковод для них шёл в базовой комплектации. Изображение с компьютера можно было вывести и на специальный монитор, и на обычный телевизор, а при необходимости распечатать на принтере. Для ввода программ и текстов использовали клавиатуру, для игр – джойстик, а позднее появилась и поддержка мыши с необычным названием "Марсианка".
Главным конструктором "Агата" был советский учёный и инженер Анатолий Иоффе, с 1981 года руководивший отделом персональных электронных вычислительных машин Научно-исследовательского института вычисли-тельных комплексов.
"Агаты" выпускались в нескольких модификациях, различавшихся функциональностью, формой корпуса и цветом. Одна из самых редких моделей – "Агат-4″. Именно такой экземпляр, выпущенный в 1984 году, можно увидеть в коллекции Политехнического музея.
Первый в мире "летучий корабль"
Пассажирские суда на подводных крыльях неслучайно получали "космические" названия.
Советские учёные активно занялись разработкой судна на подводных крыльях в 1930-х годах. Предполагалось, что затея позволит "приподнять" корпус, снизить трение о воду и повысить скорость.

Весной 1957 года в Москве на реку спустили первое в мире крылатое судно, способное перевезти 66 пассажиров на расстояние 600 километров. Скорость движения доходила до 70 километров в час. С берега казалось, что оно летит над водой. Создал "Ракету" конструктор Ростислав Алексеев, будущий автор знаменитых "Комет", "Метеоров" и экранопланов.
Сейчас интерес к пассажирскому флоту на подводных крыльях возрождается: на российские заводы поступают всё новые заказы. Да и "старички" оказались "живучими": на "Метеоре", например, всё ещё можно прокатиться из Санкт-Петербурга до Петергофа.
Первая в мире "ловушка для Солнца"
Нефть, уголь и газ – главные артефакты ХХ века, обеспечивающие человека энергией. Но их запасы ограничены, а влияние на природу не внушает оптимизма. Поэтому учёные всего мира ищут идеальный альтернативный источник – доступный и абсолютно безопасный. По мнению физиков, его появление – лишь вопрос времени, ведь тайна Солнца почти раскрыта. Земное имя этой тайны – управляемый термоядерный синтез.
В основе явления термоядерного синтеза лежит принцип использования ядерных реакций слияния лёгких элементов с выделением энергии так же, как это происходит на Солнце. Правда, температура в этом естественном реакторе достигает 15–20 миллионов °С, а на Земле учёным нужно достичь температуры в пять раз выше солнечной. Самым подходящим топливом для получения энергии в промышленном масштабе считаются дейтерий (D) и тритий (Т).

Мировая история токамакостроения, как и технология управляемого термоядерного синтеза, родилась в СССР, а именно в Курчатовском институте, где возникла идея создания этой научной установки – слово "токамак" расшифровывается как "тороидальная камера с магнитными катушками".
В 1968 году учёными Курчатовского института были получены выдающиеся результаты, которые принесли токамакам мировое лидерство среди других вариантов термоядерных реакторов.
Экспериментальная термоядерная установка представляет собой камеру в виде бублика (тороида) с намотанными на неё катушками для создания магнитного поля – всё вместе обеспечивает условия для успешного термоядерного синтеза.
Из тороидальной камеры сначала откачивают атмосферный воздух, а потом заполняют её смесью дейтерия и трития. Глубокий вакуум нужен для "чистоты" плазмы, поскольку любые примеси прекращают реакцию.

С помощью индуктора в камере создаётся вихревое электрическое поле, которое приводит к образованию продольного тока и превращению газовой смеси в плазму. Изменяя ток в индукторе, можно управлять движением частиц в плазме. Ток внутри плазмы создаёт своё магнитное поле – оно называется полоидальным. Дополнительно камера окружена сверхпроводящими магнитами, которые формируют тороидальное магнитное поле. Комбинация двух видов магнитных полей удерживает раскалённую плазму внутри камеры.
Сегодня в мире существует около 300 токамаков разных типов, построенных для исследований термоядерного синтеза. Помимо разработок отдельных стран есть и международный проект строительства экспериментального токамака – ITER. Такой проект позволяет объединить научный и технический потенциал разных стран в вопросе освоения управляемого термоядерного синтеза. У истоков этого проекта стоял выдающийся учёный, академик Евгений Павлович Велихов.
Первый в мире многодвигательный самолёт
Самолёт "Илья Муромец" конструкции Игоря Сикорского действительно был богатырём. Вернее, богатырей с таким именем было больше одного, двух и даже трёх. Это общее название нескольких серий четырёхмоторных бипланов, сделанных из дерева. Машины отапливались, имели электрическое освещение и впечатляющую на тот момент грузоподъёмность более тонны.
В начале ХХ века многие специалисты не верили, что четырёхтонная машина взлетит. Можно только попытаться представить, что испытали зрители 26 мая 1913 года, когда с аэродрома на окраине Санкт-Петербурга в воздух поднялся громадный самолёт. Это был "Русский витязь" – родоначальник российской тяжёлой авиации и прототип будущего "Ильи Муромца". У воздушного судна было четыре мотора. Пилотировал его сам конструктор Игорь Сикорский, ещё недавно студент Киевского политехнического института. С людьми в воздушное путешествие увязался предшественник знаменитых космических собак Белки и Стрелки – пёс по кличке Шкалик.

Следующий самолёт Сикорского оказался ещё более впечатляющим. Спальные комнаты, ванная с туалетом, отопление выхлопными газами двигателей, электрическое освещение, а главное – грузоподъёмность 1100 килограмм, которую в последующих модификациях довели до 1300. Суммарная мощность двигателей могла доходить до 880–900 лошадиных сил. При возникновении неисправности механик мог выйти на нижнее крыло и произвести ремонт прямо в полёте.
В самом начале Первой мировой войны, в августе 1914 года, все построенные к тому времени "Ильи Муромцы" были переданы Императорскому военно-воздушному флоту. Они стали первой в мире эскадрой бомбардировщиков. Эскадра прошла всю войну и потеряла только одну машину.
"Илья Муромец" установил несколько рекордов по грузоподъёмности, скорости и высоте полёта. Гигант поднимал в воздух 16 пассажиров, что казалось небывалым в то время. Всего было построено 76 машин.