Последний пир Помпеи: как в чёрной комнате римляне думали о вечном

Metro узнало, зачем жителям Древнего Рима иногда нужно было бросить всё и посмотреть на фрески героев Троянской войны
Последний пир Помпеи: как в чёрной комнате римляне думали о вечном
Предоставлено Pompeii Archaeological Park.
Банкетный зал, в котором древние римляне размышляли о судьбе.

Что вам приходит на ум, когда вы слышите о городе Помпеи? Наверняка что-то про его "последний день". Трагичная судьба древнеримского города, который был полностью уничтожен во время извержения вулкана Везувий, до сих пор трогает людей, хотя это и было давным-давно, в 79 году нашей эры.

Вулкан извергался почти сутки. Катаклизм начался настолько внезапно, что многие люди даже не успели выбежать из дома. Под многометровой толщей пепла учёные находили целые семьи римлян. По ходу раскопок (первые начались в 1748 году) стало выясняться, что в Помпеях всё осталось таким, каким было до извержения – улицы, дома с полной обстановкой, здания. Лава будто навсегда замуровала этот город в первом веке.

Именно поэтому археологи до сих пор совершают в Помпеях находки в почти первозданном виде. Недавно исследователи откопали "чёрную комнату" в бывшей частной резиденции, расположенной на Виа ди Нола — одной из самых длинных улиц города. Это стало фурором. Археологи делят все Помпеи на девять секторов, и конкретно в этом секторе – в девятом – раскопки в последний раз велись аж в конце 19 века. Никто не ожидал найти здесь что-то настолько потрясающее.

Помпеи – это действительно сокровищница, которая никогда не перестает удивлять нас, потому что каждый раз, когда мы устраиваем раскопки, мы находим что-то прекрасное и значимое.
Министр культуры Италии Дженнаро Санджулиано.
Одна из помпейских улиц.
Franco Origlia / Getty
Одна из помпейских улиц.

– Мы нашли впечатляющий банкетный зал с элегантными чёрными стенами, украшенными мифологическими сюжетами, – объясняет Metro директор археологического парка Помпеи Габриэль Зухтригель. – Стены были чёрными, чтобы на них не оставалась копоть от факелов. Здесь собирались пировать после наступления темноты, а через колеблющееся пламя огней казалось, что изображения движутся. Особенно актуальным этом становилось после нескольких бокалов хорошего кампанского вина (Помпеи находится в итальянском регионе Кампания. – Прим. ред.).

Габриэль Зухтригель говорит, что герои мифов были не просто украшением. В этих изображении был глубокий смысл, ведь судьбы героев Троянской войны наталкивали людей на рассуждения о добре и зле, о любви, жизни и смерти. Как и современные люди, древние римляне думали: а как бы поступил я? Что бы делал, если бы то или иное событие произошло в моей жизни?

Цифра
15
год до н.э. – 40-50 годы н. э. – по расчётам археологов, примерно в это время были созданы фрески.

Однако главное, о чём думали древние римляне, изучая фрески, – это судьба. Существует ли рок или всё в наших руках? На думы слегка опьяневших мыслителей подталкивала троянская царевна Кассандра, предвидевшая гибель Трои, в которую  никто не поверил; Аполлон, вставший на сторону троянцев против греков, но не способный обеспечить победу, даже будучи богом; наконец, прекрасная Елена, супруга правителя Спарты Менелая, и троянский царевич Парис, похитивший её из дома. Напомним, что именно похищение Елены и её связь с Парисом стали поводом для Троянской войны в 12 веке до н.э.

– Сегодня Елена и Парис олицетворяют всех нас. Каждый день мы выбираем, сосредоточиться ли исключительно на своём "я" и своей жизни или подумать, как наша судьба переплетается с историей всего мира в целом, поразмышлять не только о войнах, политике и окружающей среде, но и просто об атмосфере в обществе, которую мы сами создаём – как в реальности, так и в соцсетях, – говорит Габриэль Зухтригель.

Цифра
6
метров в ширину и 15 метров в длину – площадь банкетного зала.

Из большого салона философствующие римляне могли выйти во дворик, который был похож на длинный коридор под открытым небом, и неторопливо подумать о вечном под звёздами. В конце коридора была небольшая лестница, которая вела на следующий этаж, но его достроить не успели. Под сводами лестницы обнаружились наброски изображений нескольких гладиаторов, а также огромная куча стройматериалов, которые уже никогда и никому не пригодятся. Но это даже не кажется грустным. Благодаря таким находкам Помпеи в массовом сознании превращаются из города, который ассоциируется с трагичным "последним днём", в город, где жили и думали о вечном люди. Так же, как мы.

Аполлон и Кассандра. По легенде, бог влюбился в девушку и наделил её даром пророчества в обмен на взаимность. Но получив своё, Кассандра отвергла Аполлона. Тот не стал забирать обратно её дар, но сделал так, чтобы в её предсказания никто не верил. Именно поэтому когда Кассандра предрекла гибель Трои, её слова никто не воспринял всерьёз.
Предоставлено Pompeii Archaeological Park.
Елена, сопровождаемая няней или горничной, впервые встречает Париса, сына царя Трои.
Предоставлено Pompeii Archaeological Park.
На фреске – родители Елены Прекрасной. Леда, мать Елены Троянской, держит на руках лебедя, в которого превратился Зевс, владыка Олимпа. Зевс, пленённый красотой Леды, в образе лебедя овладел ею, после чего та родила яйцо, из которого появилась Елена.
Предоставлено Pompeii Archaeological Park.
Фрески делали нарочито небольшими, чтобы у людей была возможность вглядываться в них.
Предоставлено Pompeii Archaeological Park.
Плитка на полу сохранилась практически в первозданном виде.
Предоставлено Pompeii Archaeological Park.
Аполлон и Кассандра. По легенде, бог влюбился в девушку и наделил её даром пророчества в обмен на взаимность. Но получив своё, Кассандра отвергла Аполлона. Тот не стал забирать обратно её дар, но сделал так, чтобы в её предсказания никто не верил. Именно поэтому когда Кассандра предрекла гибель Трои, её слова никто не воспринял всерьёз.1/5