Природа Карелии и Москва 1950-х помогли парижскому дизайнеру найти свой стиль

Репортёр Metro поговорила с дизайнером Машей Андриановой о простых рубашках, ставших одной из причин её внезапного переезда из Парижа в Москву
Природа Карелии и Москва 1950-х помогли парижскому дизайнеру найти свой стиль
Маша Андрианова не копирует народный костюм, но создаёт свои, авторские понёвы и рубахи.
Предоставлено Машей Андриановой

Выпускница Парижской школы моды и дочь русского дипломата Маша Андрианова родилась и выросла во Франции, где она изучала народный костюм, его историю и структуру. Её интерес к русским традициям в одежде начался с деревенских бабушек, их цветочных халатов и платков, потом дизайнер стала вдохновляться русской природой, традиционным костюмом и даже эстетикой Советского союза. Особой любовью Маши стали рубашки. Она стала чаще бывать в России, в итоге переехала и начала творить.

Любовь с первой вышивки

Идею для первой коллекции Маша подсмотрела в Московском музее декоративно-прикладного искусства, где хранится коллекция русского народного костюма.

– Я ничего подобного раньше не видела, и она произвела на меня огромное впечатление, особенно вышивка, – вспоминает Маша. – Мне захотелось научиться вышивать. И для своей первой коллекции я все вышивки сделала сама. 

Три года дизайнер создавала коллекции в одиночку – рисовала эскизы, шила, вышивала. Зато сейчас в команде Андриановой есть портная, конструктор и вышивальщица. 

Раньше Маша закупала ткани во Франции, на складах, где распродают остатки от коллекций известных брендов. Сейчас, когда возникли трудности с поездками за рубеж, старается находить хорошие ткани на российских фабриках, но чаще покупает итальянские или французские, которые ещё возможно найти у нас.

Самой знаковой для себя дизайнер считает коллекцию "Северная земля" 2019 года, которая появилась после путешествия по Архангельской области и Карелии.  

Образы для своих коллекций выпускница Парижской школы моды Маша Андрианова привозит из северных регионов России.
Образы для своих коллекций выпускница Парижской школы моды Маша Андрианова привозит из северных регионов России.
Предоставлено Машей Андриановой

– Тогда меня настолько поразила северная природа, что я поняла: это абсолютно моя эстетика, это то, что я искала ещё во Франции. Мы остановились в семье настоящих карелов, они мне рассказывали про своих предков, о том, как важно хранить память, – рассказала Маша. – В Карелии я придумала самую популярную среди моих клиенток вещь – понёву. Хотя она относится скорее к костюму южных регионов, я взяла этот фасон за основу и стала делать собственные модели, например плиссированные понёвы. 

Понёва – женская шерстяная юбка из нескольких кусков ткани с украшенным подолом. Вплоть до начала 20-го века была распространена в южновеликорусских и белорусских областях.

И ещё в Карелии её поразила деревня Нюхча, которая тоже стала для дизайнера источником вдохновения в творчестве. 

– Там всё сохранилось как сто лет назад. Местная жительница создала музей поморского быта "Хламной сарай", куда люди приносят памятные вещи. Так сохраняется общая память, – добавила дизайнер. 

Источником вдохновения для дизайнера служат не только русские народные костюмы, но и быт российских деревень.
Источником вдохновения для дизайнера служат не только русские народные костюмы, но и быт российских деревень.
Предоставлено Машей Андриановой

Вторую важную для неё коллекцию "Весенние обряды" Маша Андрианова создала в этом году. Она вдохновлена нательной рубахой. 

– Рубаха – главный элемент русского костюма, магический предмет, сопровождающий человека на протяжении всей жизни, – уверена Маша. – Я сама собрала коллекцию старинных рубах – покупаю на блошиных рынках, иногда в деревнях. Не перестаю удивляться, насколько они разные. Прежде чем сшить свои, современные рубахи, я изучила старинные образцы, каждый шовчик. 

С помощью льняной рубахи можно привнести в свою жизнь немного магии. Издревле на Руси простые однотонные рубахи считались магической вещью.
С помощью льняной рубахи можно привнести в свою жизнь немного магии. Издревле на Руси простые однотонные рубахи считались магической вещью.
Предоставлено Машей Андриановой

Этим летом Маша сшила длинные рубахи из льна в разных оттенках. Они сразу полюбились светским модницам. Но самой популярной вещью до сих пор остаётся платье "Алефтина" из коллекции "Северная земля". Это простое серое платье свободного кроя с "летящими" рукавами и широким поясом.

Платье "Алефтина" – любимое у Маши Андриановой, и не только у неё.
Платье "Алефтина" – любимое у Маши Андриановой, и не только у неё.
Предоставлено Машей Андриановой

Мексика или Венеция? Карелия!

– Меня приглашали в Мексику на фестиваль ремесленников как единственного представителя от России. Многие расспрашивали про моё творчество, русский костюм, мне хотелось показать, какой он разнообразный. Что бы там ни говорили, к русской народной культуре всегда большой интерес в других странах, потому что ничего подобного нигде нет. А в Венеции я показывала свою коллекцию в рамках параллельной программы Венецианской биеннале современного искусства, – сказала Маша. – Но моим местом силы остаётся Карелия, прошедшим летом я снова туда ездила, а ещё впервые посетила Кострому. Моя мечта – объездить много деревень, где люди сохраняют связь с природой. 

 Сейчас она работает над новой коллекцией, которая будет отличаться от предыдущих. 

– Источником вдохновения послужил фотоальбом моей бабушки, – признаётся дизайнер. – Это Москва 1950-х годов, там есть этот неповторимый дух советской Москвы.  

Стильная девушка-птица напоминает о сюжетах русских сказок.
В "Весенних обрядах" Маша использовала сказочные мотивы.
Стильная девушка-птица напоминает о сюжетах русских сказок.1/2
Предоставлено Машей Андриановой