Профессор и ученик поспорили о Боге в картине "Мартин читает Коран"

В основном конкурсе 46-го ММКФ прошла премьера картины молодого немецкого режиссёра на острую тему исламского экстремизма
Профессор и ученик поспорили о Боге в картине "Мартин читает Коран"
ММКФ
Мартин ищет в Коране адвоката.

К профессору исламоведения Нойвайзеру (Ульрих Тукур) приходит молодой мусульманин Мартин (Зейхун Демиров) – он говорит, что хочет сдать экзамен, однако не может ответить ни на один вопрос преподавателя. Выясняется, что на самом деле он пришёл за другим – узнать, где в Коране написано, что людей нельзя убивать. "Об этом говорится на каждой странице, ведь Аллах милосерден, а милосердие – это любовь", – разводит руками профессор. Но это не убеждает Мартина: он требует показать суру, в которой сказано, что нельзя взрывать бомбу – иначе он будет считать, что можно, и её взорвёт. Раз уж год назад некто Фахид Амроси, который приходил к профессору на лекции, взорвал бомбу в метро, значит, приходит к выводу Мартин, это было угодно Аллаху, который призывает истреблять неверных.

Профессор прямо говорит Мартину, что он сумасшедший и вступает с ним в философский диспут. Мартин бросает ему в качестве аргументов в лицо суры Корана, которые говорят о том, что убийство не запрещено, а профессор пытается ему объяснить, что его толкование Корана – не про Коран, а про него самого. "Не вы убили их, а Аллах убил", – цитирует Мартин. Уверенный, что имеет дело с невменяемым, профессор уже готов обороняться – но тут оказывается, что перед ним не просто безумец.

В фильме всего два основных героя, на плечи которых легла сложная задача озвучить очень непростой текст и дать развитие действию, сосредоточенному преимущественно в диалоге. Первая треть, если не половина картины – это именно разговор Мартина с профессором, где они перекидываются репликами. Сцены очень сложные как с точки зрения текста, так и драматургически: действие происходит в закрытом помещении, поэтому всё внимание сосредоточено на глазах и пластике актёров.

– Диалоги были очень непростые, в них было мало спонтанных эмоций, поэтому перед съёмками у нас две недели шли только репетиции, – рассказывает режиссёр Юрий Сауле. – С точки зрения напряжения это было сравнимо с самими съёмками.

По признанию режиссёра, с исполнителем роли Мартина, актёром Зейхуном Демировым, он беседовал целый месяц – рассказывал, как хотел бы видеть его роль, и даже показывал сцены из советских фильмов, на которые пытался ориентироваться.

Режиссёр Юрий Сауле.
ММКФ
Режиссёр Юрий Сауле.

Мартин знает Коран не хуже профессора: он цитирует его суры по памяти, причём вместе с номерами. Чем дальше, тем меньше аргументов у профессора, и их иссякание грозит тем, что Мартин нажмёт на кнопку, запускающую взрывной механизм. Профессор фактически становится его заложником. И если в первые 15 минут картины кто-то мог насторожиться из-за слишком большой концентрации философских реплик, то вскоре эта настороженность сменится на напряжение другого рода – слишком болезненна тема исламского экстремизма как для Германии, так и для России.

Изучать Коран сценаристу Михаилу Лурье и режиссёру помогали два университетских профессора, которые стали консультантами на съёмках. Фактически фильм начался с личного интереса режиссёра к этой теме, и он вчитался в текст Корана ещё несколько лет назад не меньше своего героя: первую версию сценария он написал семь лет назад.

– В 2015–2016 годах в Германии наблюдался особенно большой наплыв мусульман, и везде в СМИ шли дискуссии о том, каков Коран, что это за книга, – рассказывает Юрий Сауле. – И однажды ко мне пришёл мой друг Михаил Лурье и сказал: "Мы можем её прочитать и всё узнать сами".

При всей текстовой нагруженности повествования и лаконичности места действия в картине есть немало красноречивых деталей, которые помогают ярче раскрывать характеры и двигают сюжет. Большая виноградная улитка как шанс на спасение Мартина от него самого, официантка в столовой как шанс на спасение профессора. Напряжение этого драматичного и лаконичного фильма так велико, что любая правильная деталь начинает в нём играть особыми красками.

Острая тема решается в картине при минимуме средств, в том числе финансовых – её бюджет, по признанию режиссёра, составил всего 350 тысяч евро.

Жизнь героев поставлена на кон, и финал картины не оставляет надежды на иллюзию, что серьёзная социальная и политическая проблема сможет рассосаться сама собой. Свой фильм Юрий Сауле рассматривает как ещё один шаг к продуктивному диалогу между теми, кто хочет нажать на кнопку взрывателя, и теми, кто готов их остановить.

Досье

Режиссёр: Юрий Сауле
Сценарий: Юрий Сауле, Михаил Лурье
В ролях: Зейхун Демиров, Ульрих Тукур