Радиоведущая из Краснодара поделилась секретами профессии

13 января 1910 года американский изобретатель Ли де Форест провёл первую в мире публичную радиотрансляцию в Нью-Йорке. Слушатели узнали голоса Энрико Карузо и других звёзд "Метрополитен-оперы". Дата считается началом общественного радиовещания. Мы пообщались с диктором и радиоведущей (стаж 15 лет) Елизаветой Новиковой из Краснодара о профессии
Елизавета Новикова.
Скриншот Instagram/lizaradiovoice

Путь к профессии

По словам Елизаветы, с будущей профессией она определилась ещё в детстве. 

– Играя в куклы, я придумывала целые истории. Родители, друзья семьи заслушивались, тихонько подкрадываясь. Могла пересказать программу, которую увидела по телевизору или услышала на радио. Причём дословно передавала диалоги, которые были в передачах, – рассказала она Metro. – Мне  очень нравилось, что говорилось с экранов и в эфире: кулинарные шоу, новости, интеллектуальные игры и прочее. Пыталась тоже говорить интересно. В 14 лет мама отвела меня в детско-юношескую телевизионную студию – и всё, с этого момента начался мой путь в профессии. Телевизионная студия стала тем местом, где я узнала главное о профессии и начала себя в ней реализовывать. А на пятом курсе университета (а по образованию я учитель русского языка и литературы) уже попала на радио и самостоятельно работала над собой.

Каким должен быть диктор/радиоведущий

Елизавета уверена, что успешный диктор – это тот, которого интересно слушать.  

– Не должно быть слов-паразитов, речь должна захватывать, а для этого нужно много знать, быть начитанным, увлекающимся, интересующимся всем. Надо уметь поддержать любой разговор. Жизнь у диктора/радиоведущего должна быть наполнена разными интересными событиями, знакомствами с разными людьми, чтобы было что рассказать в эфире. Чувство юмора и умение импровизировать тоже очень пригодятся, ну и, конечно, чёткая дикция и правильное дыхание. Хотя по поводу дикции уже не так всё строго, поэтому на некоторых радиостанциях, да и на ТВ, вы можете услышать картавых ведущих и корреспондентов. 

Что касается технических моментов, то современный радиоведущий должен отлично владеть всем, что находится в эфирной студии, знать программы для записи и сведения программ. 

– А ещё он должен быть креативным, чтобы сыпать идеями по поводу создания новых программ и проектов на радио, должен быть в курсе последних тенденций, быть современным – например, в тренде сейчас “Тикток”, так вот нужно хотя бы иметь представление, что это такое. И не важно, что вы, допустим, ведущий на радио с аудиторией 45+ (от 45 лет и старше).

Отдельное внимание необходимо уделить технике речи. 

– Главное в этом вопросе – практика, вы можете заниматься и самостоятельно, и вместе с тренером по речи. Для того чтобы речь стала выразительной, а голос – красивым, многие способы хороши, главное – заниматься, причём постоянно. По 5–15 минут в день. Стараться, по крайней мере. Да, можно проговаривать скороговорки, но это, конечно, далеко не всё, что можно делать. Нужна и артикуляционная разминка, и работа над правильным дыханием и тембром – много всего. Кстати, могу поделиться одним упражнением – берёте любую тему и стараетесь минуту говорить на неё без остановки – вот всё, что придёт в голову. Полезно для речи. Со временем у вас начнёт выходить связный, интересный, смешной даже рассказ. И без слов-паразитов!

Как преодолевать себя

Елизавета уверена, что боязнь эфиров – абсолютно нормальное явление. 

– Это как выход на сцену – всё будет ок, если есть небольшая дрожь. Даже звёзды волнуются перед выходом на сцену. Спокойно подышите – и вперёд! Оговорка – явление обычное, мы же все люди, сказать что-то не то может любой. Главное, не расстраиваться и продолжать эфир. Если обернуть всё в шутку или сделать вид, что так и задумано, я вас  уверяю, слушатели скоро забудут. Да и вас пусть это сильно не расстраивает. 

Какие бывают курьёзы

Разных забавных случаев в жизни радиоведущего хватает. Главное – правильно на них реагировать. 

– Например, был такой случай. Эфир, читаешь гороскоп, а коллега из-под тебя стул вытаскивает. Главное – не рассмеяться, не расстроиться, а продолжать озвучивать текст. Я дочитала всё до конца. Микрофон забыл выключить и  разговариваешь с коллегой, как реагировать? Я, например, быстро выключила микрофон и начала скорее слушать запись эфира, не было ли чего-то совсем ужасного – нецензурной лексики, например. Слава богу, я ничего такого не сказала. Музыка заглушала голос.