
Москва последовательно расширяет сеть экологичного наземного транспорта, делая ставку на электробусы отечественного производства. Этот вид транспорта используется в столице с 2018 года и за это время стал привычной частью городской среды, повысив комфорт поездок для пассажиров.
Как сообщил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов, электробусы начали работать сразу на 10 маршрутах, проходящих по шести административным округам. Этот запуск стал самым масштабным в текущем году и оказался возможен благодаря вводу ультрабыстрых зарядных станций, размещённых в районах Южное Тушино и Бирюлево Восточное.
По словам Максима Ликсутова, на городские линии одновременно вышли 66 электробусов – это максимальный показатель за всё время развития проекта с 2018 года. Новые маршруты охватывают 22 района Москвы. Расширение современной электробусной сети, отметил он, напрямую влияет на повышение качества жизни в городе и соответствует задачам, поставленным Мэром Москвы Сергеем Собяниным.
Запущенные маршруты обеспечивают удобное сообщение жилых кварталов с социально значимыми объектами и популярными городскими точками притяжения, позволяя столичным пассажирам быстрее и комфортнее добираться до нужных мест.
Электробусы на электротяге начали курсировать по следующим маршрутам:
- 62 "Братцево – МЦД Тушинская"
- т70 "Братцево – Белорусский вокзал"
- 146 "2-й мкр. Южного Бутова – Метро "Бульвар Дмитрия Донского""
- 173 "Братцево – Метро "Речной вокзал""
- с377 "Братцево – МЦД Трикотажная"
- с377у "Метро "Сходненская" – улица Василия Петушкова, 23″
- с711 "Метро "Кузьминки" – ТК "Садовод""
- с809 "Станция Бирюлево-Товарная – Загорьевская улица"
- 814 "Станция Бирюлево-Товарная – Платформа Чертаново"
- с891 "Станция Бирюлево-Товарная – Метро "Каширская"".
Использование электробусов даёт заметный экологический эффект: замена одного дизельного автобуса позволяет сократить выбросы углекислого газа более чем на 60 тонн в год. Отсутствие шума и вибраций, а также плавность хода обеспечивают высокий уровень комфорта во время поездок.
Салоны электробусов оснащены всем необходимым для пассажиров: предусмотрены USB-порты для зарядки мобильных устройств, а также медиаэкраны с информацией о маршруте. Транспорт адаптирован для всех категорий граждан – в нём есть откидная аппарель, кнопки вызова водителя для маломобильных пассажиров, а также площадки для размещения детских колясок и велосипедов.
Начиная с 2022 года Москва получает современные электробусы в улучшенной комплектации. В таких машинах используется адаптивное освещение всего салона, которое после 14:00 автоматически меняет холодный свет на более тёплый. Передний маршрутный указатель увеличен на 18%, благодаря чему номер маршрута лучше виден издалека. Экологичный электрический обогрев поддерживает комфортную температуру в салоне без вреда для окружающей среды. Кроме того, запас хода увеличился с 40–50 до 80–90 километров при сохранении прежнего веса машины.
В настоящее время обслуживание электробусов ведётся на 12 площадках Мосгортранса. Москва стала первым городом в России, где начали создавать специализированные электробусные парки. В 2022 году в ТиНАО был открыт парк "Красная Пахра" – первый в стране и крупнейший в Европе. Он обеспечил выход экологичного транспорта на маршруты Новомосковского и Троицкого административных округов. В 2023 году на северо-западе столицы заработал парк "Митино", благодаря которому электробусы начали курсировать в 20 районах Москвы и двух городах Подмосковья. В конце того же года был введён в эксплуатацию третий инновационный парк – "Салтыковка", обслуживающий восточную часть города.
В 2025 году на маршруты вышли электробусы нового поколения КАМАЗ-52222. Они получили обновлённую планировку салона, увеличенную на 15% накопительную площадку, места для ручной клади и усовершенствованную конструкцию дверей. Климатическая система стала эффективнее, а на дверях появились световые индикаторы открытия и закрытия. Внешний облик моделей приведён в соответствие с актуальными тенденциями мирового промышленного дизайна. При разработке техники учитывался опыт эксплуатации предыдущих версий и отзывы пассажиров. Заказы столицы на производство новой техники поддерживают занятость в регионах и способствуют развитию российской промышленности.
По мере поступления новых электробусов и расширения зарядной инфраструктуры количество маршрутов на электротяге в Москве будет увеличиваться. Вся техника соответствует высоким требованиям по безопасности и уровню сервиса.
Развитие электробусной сети вписывается в цели национального проекта "Инфраструктура для жизни", в рамках которого в столице уделяется особое внимание обновлению социальной и коммунальной инфраструктуры, расширению удобных транспортных маршрутов и модернизации подвижного состава. Кроме того, Москва участвует в формировании Центрального транспортного узла, который должен объединить пригородные железнодорожные направления в единую систему для более чем 30 млн жителей 11 регионов России.
