Ремонтировать полковое знамя в русской армии можно было только с разрешения царя

В Государственном историческом музее открыли выставку "Сокровища полковых музеев", собравшую драгоценные воинские артефакты
Ремонтировать полковое знамя в русской армии можно было только с разрешения царя
Чингаев Ярослав /Агентство "Москва"
Не так давно на этом серебряном барельефе сотрудники Государственного исторического музея обнаружили клеймо фирмы Карла Фаберже.

Полковой музей — понятие сегодня практически исчезнувшее. Однако в Русской императорской армии такой музей был у каждого воинского полка.

— Появлялись они стихийно, — рассказала Metro экскурсовод Государственного исторического музея Лаура Аргун. — Сначала знамёна, награды или, например, мундир погибшего военного хранились в полковом храме, потом всё это переместили в возникшие Институты офицерских собраний. А где-то в 1880-е годы начали организовывать полковые музеи со столовыми и библиотеками.

Часы. Россия, Санкт-Петербург. 1892 год. ГИМ.
Государственный исторический музей
Часы. Россия, Санкт-Петербург. 1892 год. ГИМ.

После Октябрьской революции, в 1923 году, все полковые коллекции поместили в специально созданный Военно-исторический музей, который через три года расформировали и передали его собрание в ГИМ. Так здесь оказалась огромная коллекция артефактов из русских полковых музеев.

Цифра
более 450
экспонатов представлено на выставке "Сокровища полковых музеев"

В постоянной экспозиции музея эти вещи не увидишь, кроме портрета Александра I. Между тем предметы здесь поистине драгоценные — для их создания привлекали лучших живописцев, ювелиров, художников по металлу. И, конечно, портных: посетители "зависают" возле большой витрины с военными мундирами русских императоров, каждый из которых был шефом (то есть покровителем) какого-то полка. Россия всегда была воюющей державой, так что мундиры были у каждого из самодержцев, включая женскую часть династии. Даже Екатерина II в дни дворцового переворота облачилась в кафтан подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка и нашила на него тканевую звезду ордена Андрея Первозванного, чтобы показать, что она не только глава государства, но и шеф полка.

Серебряные поднос и церемониальный молоток для прибивания полкового знамени. Санкт-Петербург, 1903 год. В память дарования штандарта 5-му лейб-драгунскому Курляндскому Императора Александра III полку по случаю его столетнего юбилея.
Наталья Бабахина
Серебряные поднос и церемониальный молоток для прибивания полкового знамени. Санкт-Петербург, 1903 год. В память дарования штандарта 5-му лейб-драгунскому Курляндскому Императора Александра III полку по случаю его столетнего юбилея.

— Николай I мундиры очень любил, у него их было несколько: придворный, бальный и даже домашний, — рассказывает Лаура Аргун, показывая на алый бальный мундир царя. 

Все военные кафтаны, включая тот, который носил двухметровый Пётр I, поражают осиными талиями. Всё дело в том, что мундиры сделаны из обработанной шерсти — сукна, которое за 200-300 лет усыхает, делая одежду меньше на 2-3 размера.

Простреленный китель Фёдора Келлера.
Чингаев Ярослав /Агентство "Москва"
Простреленный китель Фёдора Келлера.

Каждый предмет на выставке наполнен смыслом: за одним — человеческая судьба, за другим — героическая история воинской части. Вот принявший 36 пуль летний китель бывшего губернатора Екатеринославской губернии Фёдора Келлера, который не мог оставаться "мирным губернатором в тылу, когда потоками лилась кровь" и долго добивался своей отправки на фронт русско-японской войны 1904 года. А вот серебряный церемониальный молоточек для прибивания знамени к древку: чинить его можно было только с разрешения императора. За всеми этими вещами — многовековая история славы русского оружия и огромного уважения к нему.

Звезда ордена Св. Екатерины. XIX в. ГИМ
Государственный исторический музей
Нагрудный знак 11-го Фанагорийского Генералисимуса Александра
Суворова гренадерского полка. Российская империя. После 1905 г. ГИМ
Государственный исторический музей
Маска Петра I на подушке. Россия, г. Санкт-Петербург. 1910 г. ГИМ
Государственный исторический музей
Барабан большой турецкий. Турция. XIX в. ГИМ
Государственный исторический музей
Стопа "ВЪ ПАМЯТЬ 100 ЛЕТНЯГО ЮБИЛЕЯ 105 ПЕХ.
ОРЕНБУРГСКАГО ПОЛКА". Россия, г. Москва. Начало XX в. ГИМ
Государственный исторический музей
Кафтан полковника Конной гвардии.
Россия. конец 1750-х - начало 1760-х гг. ГИМ
Государственный исторический музей
Звезда ордена Св. Екатерины. XIX в. ГИМ1/6