МОДА

Рэпер хочет создавать реальные вещи, а мир моды потихоньку уходит в виртуальный мир

Разбираемся, что такое NFT
Канье Уэст предпочитает настоящие вещи виртуальным.
Brad Barket / Getty

Недавно известный рэпер Канье Уэст опубликовал пост в Instagram, в котором попросил прекратить заваливать его предложениями по созданию виртуальных товаров. На самом фото текста ещё больше. Там сказано: "Я создаю реальные вещи в реальном мире. Реальная еда, реальная одежда, дома... Не просите меня делать чёртов NFT. Йе (подпись – новое имя рэпера. – Прим. ред.). Попросите как-нибудь потом".

Вообще, NFT, сокращение от non-fungible token, – это так называемый невзаимозаменяемый токен (единица учёта, аналог ценных бумаг в цифровом мире). Это некий сертификат уникальности цифрового объекта, который подтверждает право на владение этим объектом. 

Разобраться, как это всё связано с миром моды и почему Канье Уэсту не нравится NFT, нам помог Алексей Баженов, основатель Института развития индустрии моды Beinopen.

– NFT – это математический алгоритм, который позволяет доказать подлинность некоего информационного объекта, сохраняя его историю во времени, – объясняет Алексей Баженов. – Сейчас мы живём в мире, где очень много киберпространства: мы постоянно находимся перед экранами. В этом гибридном мире очень важно доказать, что это, грубо говоря, твой аватар, что это твоя цифровая одежда на аватаре. NFT – это возможность закрепить свои права на виртуальную вещь. Больше пользы он приносит люксовым брендам – даёт им возможность ещё больше монетизировать свои продукты, играя с цифровой реальностью. Гораздо интереснее размышлять, как будут встроены в индустрию моды системы блокчейн (выстроенные по определённым правилам непрерывные последовательные цепочки блоков с информацией. – Прим. ред.). Они помогут доказать авторство, собственность, а ещё, что важнее, дадут возможность отследить всю цепочку производства, доказывая, к примеру, что вещь экологически нейтральна, не выделяет химические вещества...

Решение рэпера Алексей Баженов полностью поддерживает.

– Есть мнение, что NFT – это пузырь, который в скором времени сдуется, – объясняет эксперт. – Канье Уэст прав, что не хочет заниматься NFT. Есть реально более классные вещи, которым можно уделить внимание. Например, построение полностью прозрачных цепочек производства, о которых я говорил выше.

КРОМЕ ТОГО. Не все считают NFT пустой затеей – вспоминаем последние NFT-релизы от модных брендов:

Diesel представил кроссовки PROTOTYPE с эксклюзивной лимитированной серией DIESEL NFT, созданной цифровым Домом моды The Fabricant. Вместе с брендом они создали цифровое художественное оформление лимитированной модели кроссовок. Это графически яркая, с многочисленными резиновыми ремешками и асимметричной шнуровкой модель. В дополнение к текстурированным резиновым полоскам со смещёнными углами и смещённой шнуровкой кроссовки имеют промышленный протектор подошвы и формованные резиновые накладки в верхней части. Розыгрыш на право обладания моделью уже начался.

Кроссовки PROTOTYPE лимитированной серии DIESEL NFT.
архивы пресс-служб

– Компания Crocs совместно с французским брендом EGONLAB представила первую диджитал-коллекцию сабо (модель обуви без задника. – Прим. ред.). Они разработали пять эксклюзивных дизайнов, которые были проданы с аукциона в виде NFT. Модель на платформе в чёрном и розовом цветах, украшенную кристаллами Swarovski, можно было приобрести до 30 января. Кроме того, обладатель NFT-пары также получил физическую модель сабо из коллекции. Этот проект был благотворительной инициативой, в рамках которой часть прибыли от продаж передали ассоциациям, облегчающим доступ к цифровым технологиям молодёжи из малообеспеченных семей.

Диджитал-коллекция сабо от Crocs.
архивы пресс-служб

– Бренд Converse и их All Stars комьюнити (сообщество начинающих дизайнеров, художников, предпринимателей и других) выпускали кеды в формате дополненной реальности. Три уникальные диджитал-модели Chuck 70 были доступны для примерки первым 100 пользователям, после чего на кеды можно было только посмотреть. Для создания модели участники комьюнити Настя Пятакова, Лиза Бройтман и Вика Ковалёва объединились с дизайнерами студии Sxema3D. Девушки творили в свободном от всевозможных рамок виртуальном мире, не участвуя, таким образом, в проблеме перепроизводства (как в случае с реальными вещами). 

Модели Converse Chuck 70, созданные в дополненной реальности.
архивы пресс-служб