На экраны вышла третья часть франшизы о юном супергерое “Человек-паук: Нет пути домой”. Многие критики успели отозваться о фильме как о важнейшем развлечении в период зимних праздников. За первый день проката в России фильм побил постковидный рекорд “Веном 2”. Журнал о киноиндустрии Boxoffice Pro прогнозирует, что фильм заработает 190–250 млн долларов по миру в первые выходные и около 520–690 млн долларов за всё время домашнего проката. Издание CNN Business предполагает, что картина соберёт кассу, сопоставимую с блокбастером доковидной эры, и это отличные новости для кинотеатров, переживающих кризис в эпоху пандемии. Это отметил и режиссёр Пол Томас Андерсон, внезапно вступившийся за блокбастеры, которые ругают его именитые коллеги.
Иногда зрителю кажется, что в кинотеатрах сейчас показывают сплошные фильмы по комиксам. Хотя по статистике большую часть, например, американского проката составляют драмы, многие считают, что шумные фильмы со спецэффектами привели к упадку среднебюджетного кино. За последние годы ряд заметных фигур в киноиндустрии высказался против блокбастеров. Среди них – известный ненавистник Голливуда и нонконформист в искусстве Терри Гиллиам, который часто сталкивается с проблемой поиска финансирования.
– Мне не нравится, что такие картины доминируют в индустрии, – сказал Терри Гиллиам изданию IndieWire. – Они получают деньги, которые должны быть доступны для создания разнообразных фильмов.
Ридли Скотт назвал своей главной претензией к блокбастерам слабый сценарий. По мнению создателя "Бегущего по лезвию", такие фильмы спасают только спецэффекты, сообщает издание Deadline. Скотту также принадлежит совсем невежливое высказывание, в котором он назвал блокбастеры “****** (ужасно) скучными”.
Ранее на фестивале Lumière Фрэнсис Форд Коппола заявил, что он отказывается относить блокбастеры студии Marvel к искусству кино. Копполу и Скотта поддержал другой классик кинематографии Мартин Скорсезе. Режиссёр посвятил этой теме свою колонку, которую он ведёт в газете The New York Times.
"Скажем, семья хочет сходить на развлекательный фильм, в этом нет ничего плохого. Это новая форма искусства, нечто отличное от тех фильмов, которые обычно показывают в кинотеатрах, – пишет Скорсезе. – Но меня беспокоит, как такая новая форма кино, такие фильмы-аттракционы захватывают экраны кинотеатров. Кино меняется, сейчас у нас так много площадок, так много способов снимать фильмы, это просто невероятно".
"Здорово, когда люди ходят в кино как в парк аттракционов, но не нужно при этом вытеснять из кинотеатров Грету Гервиг, Пола Томаса Андерсона, Ноя Баумбаха и других режиссёров". Мартин Скорсезе, режиссёр
Тем любопытнее, что упомянутый Скорсезе постановщик "Нефти" и "Магнолии" Пол Томас Андерсон в интервью журналу The New Yorker заявил, что не считает обилие блокбастеров проблемой в кинематографе. В других интервью режиссёр несколько раз признавался, что сам смотрит такие фильмы вместе с семьёй и ему понравились "Шан-Чи..." и "Веном 2".
Андерсон считает, что популярность фильмов по комиксам даже поможет кинотеатрам, переживающим сегодня трудные времена.
“Конечно, сейчас, в эпоху стриминга и перенасыщенности супергеройскими фильмами, всё стало сложнее. Но большую часть опасений я не воспринимаю слишком серьёзно, – говорит Андерсон. – Мне кажется, что всех чересчур заботит супергеройское кино. Мне оно нравится. Видимо, сейчас стало популярно рассуждать о том, испортили ли они кинематограф и всё такое. Но я так не считаю".
"Мы все переживаем о том, вернутся ли люди в кинотеатры. Но знаете, что завлечёт их обратно в кино? "Человек-паук". Так что давайте радоваться этому". Пол Томас Андерсон, режиссёр
Ранее в интервью газете The Guardian блокбастеры также защищал шведский актёр Стеллан Скарсгард, который сам появлялся в киновселенной Marvel. Звезда "Девушки с татуировкой дракона" не отрицает проблемы современного кинематографа, но винит в них не супергеройские фильмы, а студии.
“Я ничего не имею против супергеройских фильмов. Я и сам снимался в нескольких, и у них определённо есть своё место, – отметил Стеллан Скарсгард. – Проблема в самой системе, которая позволяет восьми людям владеть половиной всех денежных средств мира, из-за неё влияние рыночных сил увеличивается. А небольшие независимые кинотеатры становятся настоящей редкостью за пределами отдельных крупных городов".
Каналов дистрибьюции для среднебюджетного кино, где работают лучшие актёры и лучшие сценаристы, сейчас нет, потому что их авторы не могут позволить себе вложить три миллиона долларов в маркетинговую кампанию, считает актёр:
"А когда кинотеатры всё-таки пропускают к себе такие картины, то лишь на неделю. Если за эту неделю они не окупаются — то тут же пропадают”.
Возможно, “Человек-паук: Нет пути домой” действительно поможет кинотеатрам. Но у большинства кинодеятелей и критиков фильмы по комиксам по-прежнему вызывают скепсис своей художественной ценностью. На вопрос Metro об отношении к блокбастерам ответил российский кинокритик Евгений Ткачёв:
"В самих по себе блокбастерах нет ничего плохого. Зрелищное кино нужно. Плохо, когда студия вмешивается в творческий процесс. Когда блокбастер становится анонимным. Когда не важно, кто значится режиссёром, потому что этот фильм мог снять кто угодно. Кино, лишённое авторского почерка, как правило, лишено и души".