МОСКВА

Риелторы решили воспитать москвичей

Крупнейший российский ресурс о недвижимости ЦИАН объявил, что запрещает публиковать объявления об аренде с дискриминирующими условиями (по национальности, расе, гражданству, вероисповеданию). Metro выяснило, что нам всем за это будет
На ресурсе ЦИАН запретят объявления об аренде жилья с дискриминацией по национальности и расе.
Агентство "Москва"

Самый бурный рынок аренды – разумеется, в Москве. Здесь же сложился целый класс рантье – людей, живущих исключительно на деньги от аренды одной-двух квартир (наследных или инвестиционных). Естественно, нововведение вызвало вопросы и у арендодателей, и у арендаторов. Почему нельзя обижать отказом национальные меньшинства, но можно обижать одиноких женщин с детьми? Или двух парней, будь они хоть родными братьями? И вообще: что же теперь будет с рынком, да и с нами?

Те же фильтры, только в профиль

Консультант по недвижимости Андрей Клепаков полагает, что на рынке это не отразится. Просто после ЦИАНовского запрета  фильтровать кандидатов начнут на уровне телефонного собеседования: 

– В целом владельцы квартир обращают внимание больше на социальный облик, чем на этнический, – говорит Клепаков. – Благонравный, воспитанный и платёжеспособный гражданин чаще всего не имеет проблем со съёмом жилья – будь он хоть дагестанцем, хоть таджиком. Хотя бывает по-всякому, я однажды с огромным трудом нашёл квартиру интеллигентной семье с Кавказа, девочка поступала в московский вуз.

"Нежелательные категории" есть у многих арендодателей, говорит Андрей. 

 – Иные не любят сдавать девочкам (всех национальностей), потому что “они  проститутки”. Мальчикам тоже не любят – “потому что будут водить проституток”. Семьям с детьми – потому что “всё изгадят”. С животными – ну, понятно. Идеальные клиенты – бездетная пара москвичей, законных супругов с хорошими зарплатами.

Лина Смирнова, риелтор с 5-летним стажем, считает, что могут повыситься комиссионные посредников, представляющих интересы арендодателей.

 – Просто работы прибавится. Придётся проявлять больше интуиции, больше креатива. Кастинг по телефону станет более трудоёмким. Я бы накинула процентов 10 комиссионных для таких случаев. 

Ясность важнее любезности

Недовольна новшеством Анна Григорьевна Становцева, владелица двухкомнатной квартиры на Алтуфьевском шоссе – это её основной источник дохода. Никак не сторонница подхода “только для славян”, она готова сдавать квартиру “приличным людям из южных республик”, но категорически – не иностранцам. Ей важно, чтобы её арендаторы были россиянами, иначе “концов не найдёшь”. Ирина Яшина, гражданская супруга аспиранта из Вьетнама, тоже не испытывает особого воодушевления, предполагая, что ей придётся совершать лишние телодвижения в поисках жилья.

– Это лицемерие. Нас не надо любить, – говорит Ирина. – Меня меньше всего интересуют "символы веры" людей, которым я собираюсь платить приличные деньги. Мне просто нужна ясность: с этими людьми мы можем разговаривать, а на этих не стоит тратить время.

Люби или плати

Марфа Некрасова, владелец Flats for Friends – самой популярной группы по аренде недвижимости (167 тыс. подписчиков) в русскоязычном секторе Facebook – выступила ещё ярче, чем ЦИАН. Ещё в ноябре она потребовала от участников группы снабжать объявления об аренде своего рода декларацией толерантности – постскриптумом о том, что квартиры “подходят для домашних животных” и в них "приветствуются жильцы всех национальностей, происхождений, полов, возрастов, предпочтений в любви". Если же это не так, авторы должны заплатить за объявление. Немного – 499 рублей.

– Все вместе мы можем начать менять однобокий взгляд людей на эту проблему, – сказала Марфа корреспонденту Metro. – На популярности группы это нововведение сказывается положительно, просмотры за последние несколько дней выросли на 35 процентов.  В нашей группе больше положительных реакций, хотя есть и те, кто посчитал это дискриминацией арендодателей и аллергиков. Но я дискриминирую только дискриминаторов!

С момента нашего разговора с Марфой прошло десять дней.  За это время большая часть объявлений в Flats for Friends вышла без манифеста – значит, бизнес-идея Марфы имеет успех.