Родители не видят тревожных сигналов

Вышла в свет книга клинического психолога Питера Лангмана "Почему дети убивают". Metro рассказывает, что родителям следует взять на заметку
Родители не видят тревожных сигналов
Издательство БОМБОРА
Клинический психолог путем анализа предыдущих атак ищет ответ на вопрос "Почему дети убивают"

Пермский "колумбайн" породил множество подражателей. Сразу после трагедии петербургский школьник опубликовал в Instagram фото с патроном и пообещал устроить "шутинг" в своей гимназии. За ним пришли, но вскоре отпустили под подписку о невыезде. На днях в Махачкале ученику все же удалось пронести в школу нож и пырнуть одноклассника. Пострадавший умер в больнице. И вот на ТВ вновь разгораются дискуссии о причинах и следствиях. Эпидемию школьной стрельбы пока остановить не удалось.

Из истории вопроса

Клинический психолог Питер Лангман впервые столкнулся лицом к лицу с этой темой в 1999 году  после трагедии в школе "Колумбайн", где два школьника убили 13 учеников и покончили с собой. В психиатрическую клинику, где работал Лангман, привезли юношу, который не успел ничего совершить, но вызывал подозрения, что может стать следующим стрелком. Бдительные родители учеников, заметив на его сайте списки возможных жертв и угрозы, забили тревогу. С тех пор Лангман не пропускал любую информацию о подобных случаях, пытаясь понять, в какой момент наступает точка невозврата и можно ли предотвратить действия стрелка. 

  "Знать своего ребенка"

Лагман считает, что неправильно смотреть на родителей стрелков как на породивших чудовищ-убийц. Важно увидеть в них пропустивших тревожные сигналы. Странное поведение, нестандартное хобби, грустные мысли - все это при внимательном изучении может оказаться знаком, что ребенку нужна помощь. Опыт предыдущих трагедий показывает, что зачастую ситуация очевидна. Например, родители Эрика Харриса, одного из стрелков в колорадской школе "Колумбайн", знали, что он собирает трубчатую бомбу и взрывает фейерверки на поле, но не придали этому значения. Подросток-стрелок из штата Орегон Кип Кинкл регулярно просил отца покупать ему новые виды оружия. 

Возможно, самая важная задача — знать своего ребенка. <...> Подростки умеют вести свою отдельную жизнь, которую их родители никогда не увидят. Тем не менее важно сохранять поддерживающие и заботливые отношения. Открытое общение позволит вам быстро реагировать при возникновении проблем. (Урок No 1: Границы частной жизни)

Не врать - не покрывать

Родители порой выгораживают детей, пойманных на краже или мелком преступлении. Мелкая ложь во благо? Лангман говорит, основываясь на фактах из жизни школьников-стрелков, что возможно, если бы не было лжи, то психологи, полиция, врачи, представляя полную картину, могли вовремя оказать помощь ребенку и спасти жизни многих.

За день до бойни Кипа Кинкла задержали за то, что он пришел в школу с оружием, и забрали в полицейский участок. Когда за ним приехал мистер Кинкл, он обещал офицеру, что дома сын будет в безопасности. Заверил, что больше дома оружия нет. <...>Умалчивание об оружии стоило жизни мистеру и миссис Кинкл и двум школьникам. 

Угроза - это серьезно

Автор считает, что "угрозу расправой игнорировать нельзя". Если ребенок сказал кому-то или написал где-то пугающие фразы, учителя, школьники, родители должны бить тревогу. Важно объяснить и проработать на примерах и в играх с учениками и взрослыми разницу между сообщением об угрозе и доносом.

Например, в 2007 году ученик Аса Кун из Кливленда, штат Огайо, угрожал прийти в школу и перебить всех. Угрозы слышали несколько школьников. Никто не принял его всерьез. Через несколько дней он пришел с оружием и устроил бойню.

А в 2001 году Эл Дегузман, 19-летний студент колледжа Де Анза в Купертино, штат Калифорния, планировал массовое убийство в колледже с помощью огнестрела и бомб. Незадолго до нападения Дегузман фотографировался со своим арсеналом. Работница магазина, где проявляли фотографии, насторожилась и сообщила своему отцу-полицейскому. (В результате трагедию удалось предотвратить. Прим. ред.)

Видеокамеры не спасут

Чтобы защитить учащихся от повторений трагедий, власти  пытаются всеми доступными силами сделать из школ бункер. Видеокамеры,  вооруженная охрана, заборы с автоматическими замками, решетки на окнах... Но по мнению психолога, все это переоценено. Лангман настаивает, что важно не остановить, а предотвратить. 

Стрелков надо останавливать раньше, чем они соберутся в школу с оружием. Это совсем другой подход.