Россиянин открыл два астероида и назвал их в честь своих прадедов-ветеранов

26-летний астроном-любитель Филипп Романов открыл две малые планеты между Марсом и Юпитером. Почему он решил присвоить небесным телам имена предков-фронтовиков и что вспоминают в семье о его героических прадедах, Филипп рассказал Metro
Россиянин открыл два астероида и назвал их в честь своих прадедов-ветеранов
Из семейного архива
Герои Второй мировой – Алексей Варкин и Никандр Романов.

Скоро День народного единства, и история его семьи в этом плане показательна.

– Мои прадеды – мордвин и чуваш, – говорит астроном. – Я предложил присвоить имена открытым мной астероидам в честь своих уважаемых родственников, чтобы увековечить память о них.

Открытие он сделал ещё в прошлом году. Для астронома-любителя это большое достижение, ведь самые яркие и близкие к Земле малые планеты уже известны. Филипп подал заявку, чтобы получить дистанционный доступ к двухметровому Ливерпульскому телескопу на острове Ла-Пальма Канарского архипелага. И, к счастью, заявку одобрили.

– Перед ноябрьским новолунием – в это время небо наиболее тёмное и на нём лучше видны тусклые объекты – создал запрос на фотосъёмку пяти областей, – вспоминает первооткрыватель. – На серии кадров в первую дату нашёл сначала один астероид (который условно обозначил RFD0004), спустя сутки — другой (RFD0006), после чего отправил данные моих астрометрических измерений в Центр малых планет.

Потом Филипп запросил повторные съёмки, чтобы продолжать отслеживать движение этих двух астероидов для уточнения их орбит. В Центре малых планет им вначале были присвоены предварительные обозначения 2022 WY17 и 2022 WY16, в июле этого года — постоянные 623827 и 623826, после чего москвич предложил Рабочей группе по номенклатуре малых тел (WGSBN) Международного астрономического союза рассмотреть возможность назвать эти астероиды в честь его прадедов. И недавно получил одобрение.

Теперь в звёздном небе есть 2 новых объекта с русскими именами: Alekseyvarkin – в честь Алексея Макаровича Варкина – и Nikandrilyich – в честь Никандра Ильича Романова.

Астероиды Главного пояса (623826) Alekseyvarkin и (623827) Nikandrilyich.
Предоставлено Филиппом Романовым
Астероиды Главного пояса (623826) Alekseyvarkin и (623827) Nikandrilyich.

Алексея Макаровича наградили медалью "За отвагу" в 1944-м. В наградном листе говорится, что "в бою за село Бурты он – ковочный кузнец, несмотря на артиллерийский огонь, будучи раненым, не ушёл от лошадей, заменяя выбывшего коновода, и остался до конца отражения атаки вражеских танков".

Никандр Ильич был офицером. С 1937 по 1939 год учился в Ташкентском военно-пехотном училище. Во время Советско-японской войны участвовал в боевых действиях на Дальневосточном фронте и получил орден Отечественной войны II степени.

– Моих прадедов, к сожалению, в живых я не застал, – говорит Филипп. – Мама помнит, что её дедушка Алексей был человеком работящим, отзывчивым, с хорошим чувством юмора. Умел подбодрить человека, посоветовать, но обычно старался помочь делом. Он воспитывал троих детей (его беременная жена погибла в автокатастрофе), но успевал помогать родственникам и чужим людям. В отличие от него другой мой прадед – Никандр Ильич был немногословным и рассудительным, но тоже ответственным и работящим. Он, ветеран труда, много времени уделял и жене, и детям, успевая заниматься и огородом. В течение всей жизни продолжал заниматься самообразованием – выписывал много газет и журналов, и мама говорит, что он привил ей любовь к чтению.

На данный момент существует менее 25 тысяч названных малых планет. Среди них немного тех, что открыли астрономы-любители. Впрочем, он надеется в ближайшее время повторить своё достижение. И уже знает, под каким именем будет сверкать ещё одна найденная им малая планета.

– Планирую назвать её в честь прабабушки – ветерана труда Романовой Марии Филипповны, супруги Никандра Ильича и матери четверых детей.