Российские автодилеры массово закрывают салоны из-за падения спроса

Автомобильный рынок в России переживает трансформацию. На фоне падения продаж и нестабильности экономики автодилеры сворачивают традиционные бизнес-модели, закрывают убыточные точки продаж и переходят на цифровые решения. В 2025 году может исчезнуть до 20% автосалонов
Российские автодилеры массово закрывают салоны из-за падения спроса
@ wedmoments.stock/Shutterstock
Машина в автосалоне.

Как пишет издание "Коммерсантъ", российский авторынок входит в полосу масштабной трансформации. На фоне снижения спроса, волатильного курса и давления со стороны китайских брендов дилеры пересматривают бизнес-модели и закрывают автосалоны, которые не приносят прибыли.

По оценке агентства "Автостат", во втором квартале 2025 года число автосалонов в России сократилось на 137 единиц и составило 2950. Одновременно сократилось количество дилерских контрактов – на 183, до 4330. Наиболее заметные потери понесла группа "КлючАвто": за полгода число её контрактов упало с 90 до 36.

Компании отказываются от слабых франшиз – тех, которые продают всего несколько автомобилей в месяц. Под сокращение попадают не только массовые бренды, но и люксовые марки: например, "Автодом" закрыл шоурум Lamborghini в "Москва-Сити".

Некоторые игроки полностью выходят из отдельных направлений. "Борисхоф" прекратил работу с автомобилями с пробегом и больше не принимает машины на выкуп. По мнению экспертов, классическая модель бизнеса "выкуп – продажа" уходит в прошлое. Вместо этого развиваются цифровые платформы, где дилеры становятся посредниками между продавцом и покупателем, как это делает "Рольф".

Рост конкуренции, в том числе со стороны онлайн-ретейлеров, подталкивает дилеров к оптимизации. Однако часть компаний, таких как ГК "Автодом", пытаются адаптироваться без закрытия точек, перераспределяя ресурсы и ориентируясь на китайскую модель с фокусом на продажу, а не сервис.

По словам экспертов, сейчас дилеры работают почти без прибыли. Владельцы всё чаще рассматривают варианты перепрофилирования площадок или вывода средств из бизнеса. Прогнозы на второе полугодие пессимистичны: ожидается закрытие до 20% автосалонов, особенно в крупных городах. Под угрозой – дилеры, не владеющие помещениями и работающие с малоизвестными марками, такими как Kaiyi, BAIC, Livan, "Москвич" и "Соллерс".