С 1 марта туроператоров обяжут включать инструкторов на сложных маршрутах

Весной 2026 года в России вступает в силу новая норма для турбизнеса. При продаже туров по маршрутам повышенной сложности компании будут обязаны включать в пакет услуги инструктора-проводника. Metro обсудило эффективность новых изменений с экспертами
С 1 марта туроператоров обяжут включать инструкторов на сложных маршрутах
@ Marcu Georgiana Denisa/Shutterstock
Туристическая группа во время трекинга в горах.

Как сообщает Роспотребнадзор, c 1 марта 2026 года начинает действовать поправка в закон об основах туристской деятельности, которая меняет правила формирования турпродукта для внутреннего и въездного туризма. Речь идёт о случаях, когда маршрут относится к категориям сложности и требует специального сопровождения. С полным текстом закона можно ознакомиться на официальном интернет-портале опубликования правовых актов.

Как уточнили "Юридические новости – Туризм", в закон введена новая статья 9.1 "Особенности формирования туристского продукта". В ней прямо указано: если турист или экскурсант проходит маршрут либо его часть, включённые в перечень видов туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, туроператор обязан включить в состав тура услуги инструктора-проводника.

Это требование распространяется на маршруты, отнесённые к определённым видам и категориям сложности в установленном порядке. Таким образом, продажа таких программ без профессионального сопровождения станет нарушением законодательства.

Перечень маршрутов, для которых предусмотрено обязательное сопровождение, утверждён распоряжением правительства Российской Федерации от 1 июня 2024 года № 1365-р. Документ определяет виды туристских маршрутов и их части, требующие участия инструктора-проводника, исходя из уровня сложности и потенциальных рисков для туристов.

Mountain Accidents пояснили, что включение профессионального сопровождения направлено на повышение безопасности путешественников и снижение числа несчастных случаев на сложных природных и спортивных маршрутах. В перечень входят, в частности, маршруты с элементами альпинизма, горного и пешего туризма повышенной категории сложности, а также иные направления, требующие специальных навыков и подготовки.

Новые требования повлияют на формирование стоимости туров, однако позволят повысить уровень ответственности организаторов и защиту туристов при прохождении потенциально опасных участков.

Мнение эксперта

Известный адвокат Максим Сильвестри в комментарии Metro заявил, что новый закон вряд ли приведёт к реальным изменениям и, по его мнению, носит скорее формальный характер.

– Я считаю, что этот закон работать не будет по ряду причин и не улучшит ситуацию с инцидентами и компенсациями. Юридически он положение людей никак не улучшит, – отметил он.

По словам адвоката, ключевая проблема – отсутствие контроля.

– Кто будет контролировать выполнение этих нововведений, наличие инструкторов-проводников? Турфирм очень много, и по факту контролировать это никто не будет. Если произойдёт несчастный случай, организацию, возможно, накажут, но это будут разовые случаи, – пояснил Сильвестри.

Он подчеркнул, что даже при наличии закона добиться компенсации крайне сложно: "Чтобы взыскать что-то с турфирмы, нужно нанять адвоката и потратить не менее 300 тысяч рублей. Человек мог заплатить за тур 100 тысяч, а на судебные расходы уйдёт в разы больше. Поэтому большинство людей просто не связывается с судами, и фактически они не защищены".

По его мнению, сам факт принятия закона не гарантирует его соблюдения: "У нас нет специальных органов, которые будут системно это контролировать. Формально что-то сделано, но по факту толку может не быть".

В свою очередь, альпинист и спасатель Денис Киселёв в беседе с Metro отметил, что многое зависит от того, какие цели преследует закон.

– Если закон несёт за собой цель повысить квалификацию специалистов, это всегда хорошо. Чем больше у нас будет людей квалифицированных, тем безопаснее будет туризм, – пояснил спикер.

При этом он обратил внимание на риск излишней формализации.

– Бывает так, что всё настолько бюрократизировано, что получить аттестацию практически невозможно. С одной стороны, требования могут быть высокими – это нормально. Но важно, чтобы их реально можно было выполнить, – пояснил Киселёв.

Говоря о сложности получения высокой квалификации, он отметил, что трудности действительно есть, и в целом это правильно: "Слава богу, если они связаны именно с реальным обучением. Раньше подобные статусы можно было получить чисто бюрократически — заполнить бланки, попасть в реестр и всё. Надеюсь, что сейчас акцент будет именно на образовании и практике. Если говорить о практике Запада, то там гидами-проводниками имеют право работать исключительно суперпрофессионалы с превосходным образованием и большим опытом".

По словам эксперта, поправки, которые вступят в силу с 1 марта 2026 года и обязывают туроператоров включать услуги инструкторов-проводников в турпродукт при прохождении категорийных маршрутов – в том числе маршрутов с перевалами, ледниками и сложным рельефом, в идеале должны пойти на благо индустрии.

"Идея понятна – повысить безопасность. Вопрос в том, насколько реально будет обеспечить достаточное количество квалифицированных проводников и как будет организован процесс аттестации", — отметил он.

При этом Киселёв подчеркнул, что важно не перегнуть палку с запретами. "Если начать чрезмерно ограничивать самостоятельный выход людей в природу, это будет уже другая крайность. У нас и так много заборов и запретных зон. Хотелось бы, чтобы у людей оставалась возможность находиться в своей стране свободно и бывать на природе, а не только ходить по маршруту "дом – работа", – заключил он.