Сегодня 170 лет со дня рождения Николая Алексеева, мэра дореволюционной Москвы

С 1885 по 1893 год Николай Алексеев занимал пост московского градоначальника. К юбилейной дате приурочен выход первой подробной монографии об Алексееве
Сегодня 170 лет со дня рождения Николая Алексеева, мэра дореволюционной Москвы
иллюстрация из книги К. К. Полещука
Крестовские водонапорные башни были построены в 1890–1893 годах по проекту Максима Геппенера. Снесены в 1939 году в ходе реконструкции Ярославского шоссе.

Её автор, кандидат исторических наук, методист отдела музейной деятельности парка "Зарядье" Константин Полещук рассказал Metro всё самое интересное о своём герое

Купец-меломан

Алексеев принадлежал к старинной купеческой фамилии золотоканительных фабрикантов, давшей миру также великого театрального режиссёра Константина Сергеевича Алексеева (он гораздо более известен под псевдонимом Станиславский), доводившегося Николаю Александровичу двоюродным братом.  – К середине XIX века Алексеевы были одной из самых богатых и уважаемых семей купеческой Москвы, – отмечает Полещук. – Они состояли в родственных связях с купеческими фамилиями Морозовых, Прохоровых, Третьяковых, Вишняковых. Знаменитый оперный певец Павел Богатырёв писал, что богатство Алексеевых вошло в поговорку. "Ведь ты не Алексеев", – говорил кто-нибудь другому, желая упрекнуть его в заносчивости.  Неудивительно, что детство будущего градоначальника было безоблачным. Он получил хорошее домашнее образование, свободно говорил по-французски и по-немецки, знал английский язык, разбирался в искусстве, любил музыку и поэзию.  Жила семья на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре. Особняк в эклектическом стиле, с монограммой "А", вылепленной по желанию матери Николая, сохранился по сей день.

Реформатор

В 1880 году Алексеев стал гласным (депутатом) Московской городской думы, а 5 лет спустя его избрали Московским городским головой – руководителем законодательной и исполнительной власти в самоуправлении города. Этот пост он занимал вплоть до своей кончины.  – В своей деятельности Николай Александрович уделял основное внимание благоустройству жизни и быта москвичей, превращению Первопрестольной в город европейского комфорта, – продолжает Полещук. – При нём была реконструирована и значительно расширена Мытищинская водопроводная система, ключевым её объектом стали Крестовские водонапорные башни, которые располагались возле нынешнего Рижского вокзала. Началось строительство канализации. Были сооружены совершенные в техническом и санитарном отношении городские скотобойни (ныне Микояновский мясокомбинат). Именно в "алексеевские" годы на Красной площади появились Торговые ряды – сегодняшнее здание ГУМа, а неподалёку – здание Московской городской думы. Сейчас в нём квартирует Музей Отечественной войны 1812 года. В 1892 году, после скоропостижной смерти Сергея Третьякова, в собственность Москвы перешла Третьяковская галерея. Именно Алексеев как душеприказчик мецената настоял на том, чтобы галерея была передана городу сразу, без отсрочек.

Бесспорно, самым выдающимся, самым ярким городским головой в Москве был Николай Александрович Алексеев.
Михаил Богословский русский историк 

Благотворитель

Николай Александрович прославился и своей благотворительной деятельностью. Работал Алексеев бесплатно, жалованье городского головы (12 тысяч рублей в год) оставлял городу. Именно на его средства были построены водонапорные башни у Крестовской заставы, ряд городских школ.  – Для Первопрестольной Алексеев не жалел ни денег, ни времени, ни собственного самолюбия, – рассказывает автор книги. – Известно, что однажды он поклонился в ноги бывшему приказчику своего отца, чтобы получить необходимые городу 300 тысяч рублей. Символично, что перед смертью Алексеев просил жену дать огромную сумму на завершение строительства психиатрической больницы на 508 мест на Канатчиковой даче. Год спустя лечебница была открыта. В советский период она носила в народе название "Кащенко". В 1994 году больнице по праву присвоили имя Николая Алексеева.

Проект памятника Алексееву, который планировалось установить на Таганской площади в начале 2000-х годов.
иллюстрация из книги К. К. Полещука
Проект памятника Алексееву, который планировалось установить на Таганской площади в начале 2000-х годов.

"Самодур-умница"

Ошибочно считать, что у Алексеева не было недостатков. По отзывам, он отличался властным характером, порой вёл себя бесцеремонно. "Его отец и дядя были старшинами купеческого общества, и молодой Алексеев как по фамильной традиции, так и по властолюбивому темпераменту свыкся с призванием руководить людьми, – писал в своих воспоминаниях историк Владимир Герье. – По образованию он не стоял высоко. В обращении с людьми был резок и иногда даже дерзок".  Вместе с тем современники отдавали должное энергии, настойчивости, уму Николая Александровича, признавали его заслуги перед городом. "Алексеев был самодур невероятный, – отмечал его родственник, думский деятель Николай Вишняков. – Не было в Таганке такого самодура, но он был умница".

Книга "Московский городской голова Николай Александрович Алексеев", К.К. Полещук.
Metro
Книга "Московский городской голова Николай Александрович Алексеев", К.К. Полещук.

Трагическая гибель

Жизнь Алексеева оборвалась трагически. 21 марта 1893 года (по новому стилю) он был ранен выстрелом в живот в здании Думы неким В. С.  Адриановым и два дня спустя скончался. Убийца, по собственному признанию, ничего не имел против градоначальника лично, а просто исполнил то, что хотел. Позже его признали сумасшедшим. Горожане устроили Алексееву торжественные похороны. Думский зал, где был установлен гроб с телом, украшали более 200 венков от различных учреждений Москвы и депутаций других городов России. Грандиозная похоронная процессия насчитывала до 200 тысяч человек. Это была четверть тогдашнего населения города!  Николая Александровича похоронили в Новоспасском монастыре, в родовой усыпальнице Алексеевых. Увы, в советское время захоронение было уничтожено.