Сергей Собянин: ИТ-классы в школах Москвы находятся на пике популярности

Цифровые технологии проникают во все отрасли, поэтому умение работать с ИТ и владение современными информационными инструментами становятся необходимостью. Такие навыки уже перестали быть просто преимуществом и стали ключевым условием для успешной карьеры в XXI веке
Сергей Собянин: ИТ-классы в школах Москвы находятся на пике популярности
Мэр Москвы Сергей Собянин.

Неслучайно ИТ-направление в предпрофессиональных классах Москвы находится на пике популярности. Об этом жителям столицы рассказал мэр Москвы Сергей Собянин в блоге на персональном сайте.

"В этом учебном году ИТ-классы были открыты в 178 школах. По соответствующим программам учатся порядка 10,4 тысячи старшеклассников. Это в 10 раз больше, чем на старте проекта в 2019 году. Более 90 процентов выпускников ИТ-классов поступают в технические вузы, в том числе в МФТИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Высшую школу экономики, МИФИ и другие", — отметил градоначальник.

Программа ИТ-классов предусматривает углублённое изучение математики, физики и информатики. Ученики осваивают программирование, работу с большими данными, создание 3D-моделей и цифровых двойников, а также получают представление о востребованных профессиях в сферах искусственного интеллекта и кибербезопасности.

Для практики в школах оборудованы специализированные лаборатории и полигоны с 3D‑принтерами, наборами для сборки управляемых роботов, электрических схем и микропроцессорных устройств.

Особая программа сотрудничества с колледжами позволяет старшеклассникам освоить первую профессию ещё во время обучения в школе. Образование ведётся по направлению "Оператор электронно‑вычислительных и вычислительных машин", а также включает основы системного и сетевого администрирования, давая практические навыки, востребованные на рынке труда.

Сотрудничество с 20 ведущими вузами, включая Московский физико-технический институт и Высшую школу экономики, даёт старшеклассникам доступ к университетским лабораториям, где они проводят исследования и участвуют в реальных проектах. Школьники посещают лекции преподавателей, мастер‑классы по программированию микроконтроллеров, созданию 3D-моделей, цифровых двойников и других ИТ-продуктов, а также научные конференции, чтобы понять тенденции ИТ-индустрии.

Практический опыт от профессионалов помогает ребятам увидеть реальную работу ИТ-специалистов, попробовать свои силы и сориентироваться в выборе будущей профессии. Учебные дни на площадках ведущих ИТ-компаний, таких как Сбер и "1С", знакомят школьников с деятельностью разработчиков, аналитиков данных и других специалистов отрасли.

Ежегодно учащиеся ИТ-классов создают тысячи проектов: кто-то изучает машинное обучение, кто-то моделирует транспортные системы, а кто-то разрабатывает решения в сфере цифровой энергетики. Все работы презентуются на научно-практической конференции "Инженеры будущего", которая охватывает более 22 направлений. Победители получают дополнительные баллы при поступлении в вузы.

В прошлом учебном году в конференции приняли участие свыше 4,3 тысячи учеников, представив более 2,7 тысячи проектов. Это не просто школьные задания, а полноценные прототипы инженерных и ИТ-разработок.

Например, школьники из школы № 2065 Станислав Колпаков и Егор Сорокин создали систему мониторинга состояния пациентов в стационарах с использованием искусственного интеллекта. Камеры, установленные в палатах, отслеживают активность малоподвижных или лежачих больных и отправляют сигналы медицинскому персоналу.

При разработке программы школьники опирались на уже существующую технологию отслеживания предметов. Они переработали её для сканирования людей и адаптировали под камеры более низкого класса, что значительно снизило стоимость внедрения системы.

Елизавета Авраамова и Ольга Трофимова из школы № 1537 "Информационные технологии" создали сайт‑тренажёр для отработки математических навыков у младших школьников и детей с задержкой психического развития. Он включает решение уравнений, игры и задания на сложение, вычитание, умножение и деление, развивая память, логическое мышление и аналитические способности.

Функция озвучивания помогает ребятам, которым трудно читать, а выбор уровня сложности позволяет подстраивать задания под знания пользователя. По словам разработчиц, тренажёр полезен людям любого возраста, так как регулярные упражнения замедляют возрастные изменения работы мозга.

Ученица школы № 460 имени дважды героев Советского Союза А.А. Головачева и С.Ф. Шутова Василиса Смирнова создала чат‑бота для повышения цифровой безопасности. Виртуальный помощник генерирует надёжные пароли, проверяет безопасность файлов и сайтов, а также анализирует наличие паролей и адресов электронной почты в утекших базах данных.

"ИТ-классы в Москве — это гораздо больше, чем просто уроки информатики. Это реальная практика, собственные проекты, преимущество при поступлении в профильные вузы и в дальнейшем — полноценный вход в профессию", — заключил мэр Москвы