Сергей Собянин рассказал о городской поддержке арт-индустрии и дизайна

Креативная индустрия города набирает обороты. Арт-индустрия Москвы в лице 2,8 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей объединяет несколько направлений — это мастерские и галереи, культурные пространства и проектная деятельность, а также арт-образование: курсы, мастер-классы и арт-менеджмент — услуги по продвижению творческих проектов
Сергей Собянин рассказал о городской поддержке арт-индустрии и дизайна
@ Владимир Астапкович / РИА "Новости"
Мэр Москвы Сергей Собянин.

Ежегодная выручка занятых в этой сфере компаний составляет около шести триллионов рублей. Об этом мэр Москвы Сергей Собянин рассказал жителям столицы в блоге на персональном сайте.

"Общая годовая выручка этих компаний в 2024 году составила 5,85 миллиарда рублей. С одной стороны, это на 63,5 процента больше, чем в 2019 году, с другой — очевидны хорошие перспективы для развития, особенно в ключевых направлениях, таких как, например, цифровое искусство. Основной мерой поддержки арт-индустрии является предоставление площадок, в том числе в известных креативных кластерах "Винзавод", "Флакон", "Зотов", центре творческих индустрий “Фабрика” и других", — рассказал Сергей Собянин.

Чтобы поддержать начинающих художников, в этом году в столице открыли творческий центр "Московские мастерские" на Сиреневом бульваре (дом 31). В нём обустроили 35 полностью укомплектованных студий, включая живописные и гончарные мастерские, лекторий и выставочный зал.

Посещение выставок и лектория открыто для публики, а резиденты "Московских мастерских" — опытные и начинающие столичные художники — могут бесплатно воспользоваться мольбертами и гончарными кругами, специальными зонами для сушки и грязных работ, а также другой инфраструктурой, необходимой для создания произведений искусства.

Поучаствовать в городских проектах и посетить бесплатные курсы

Открывать новые имена и бренды помогают городские проекты "Зима в Москве", "Лето в Москве", ярмарки и фестивали, которые проводят на центральных улицах, в парках, на бульварах и площадях. Художники могут представить свои произведения на тематических выставках, провести мастер-классы для заинтересованной публики и принять участие в различных творческих мероприятиях. А благодаря проекту Агентства креативных индустрий "Арт-сезоны" профессионалы и новички могут на безвозмездной основе участвовать в крупнейших ярмарках страны.

"С 2023 года мы реализуем проект "Арт-фабрика", направленный на переосмысление городской среды с помощью современного искусства. Застройщики, владельцы отелей, торговых центров и другие организации формируют запросы на разработку нестандартных арт-решений — муралов, арт-объектов, мозаик, а художники, дизайнеры и архитекторы предлагают свои идеи. За два года партнёрами проекта стали 28 организаций, для которых участники нашли 47 оригинальных арт-решений", — отметил мэр Москвы.

Немаловажной остаётся и образовательная поддержка специалистов. С этой целью Агентство креативных индустрий реализует несколько проектов. Среди них — обучающий курс для представителей креативных индустрий "Креатус онлайн". Слушателей знакомят с основами авторского права и других прав интеллектуальной собственности.

Для художников и галеристов проходит бесплатный курс "Арт. Практикум". Его участники учатся превращать творческие замыслы в убедительные предложения и презентации для потенциальных кураторов, организаций и фондов. Эксперты рассказывают, как грамотно описать концепцию произведения, обосновать бюджет, представить визуальные материалы и адаптировать проект под требования площадок. Кроме этого, на курсе можно узнать о ключевых стратегиях формирования профессиональной репутации в цифровом пространстве, об оформлении портфолио и сайта с работами художников.

Ярмарки и конкурсы для московских дизайнеров

Развивается в столице и сфера дизайна. Количество компаний в этом сегменте с 2021 по май 2025 года выросло на 18,5 процента — до 21,5 тысячи организаций. А их выручка с 2021 по 2024 год увеличилась на 44 процента — до 946,1 миллиарда рублей.

Агентство креативных индустрий организует ряд программ-акселераторов для продвижения продукции столичных дизайнеров в Москве и других регионах. В 2023 году открылся проект "Дизайн-цех", направленный на разработку концепций сувенирной продукции. С момента начала работы в нём приняли участие около 500 дизайнеров и 30 партнёров-заказчиков, в числе которых Третьяковская галерея, музей-заповедник "Царицыно", Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, Гжельский фарфоровый завод, проект "Тотальный диктант", культурный центр "Зотов", Комитет по туризму города Москвы, ВДНХ и другие.

Среди других программ — серия ярмарок "Креативный маркет", которая знакомит с продукцией московских компаний. С ноября прошлого года ярмарки привлекли более 72 тысяч человек. Посетители приобрели свыше 5,5 тысячи товаров десятков брендов из столицы и других регионов страны. Общий оборот участников проекта превысил шесть миллионов рублей.

С 2022 года совместно с Союзом дизайнеров России проводится конкурс "Фабрика дизайна". В нём участвуют разработчики креативных решений в машиностроении, электронике, производстве мебели, робототехнике, туризме, культуре и многих других отраслях. В прошлом году свои проекты представили более 500 дизайнеров из 62 регионов России.

Не меньшей популярностью пользуется Московская неделя интерьера и дизайна. Её участники — это дизайн-студии и разработчики проектов, производители и дистрибьюторы мебели, декора для оформления и отделочных материалов.

В мае этого года Московскую неделю интерьера и дизайна, которая проходила в Манеже, посетили свыше 84 тысяч гостей. Участвовали в ней более 1,2 тысячи компаний, из них свыше половины — городские предприниматели. Общая выручка столичных компаний с 2021 по 2024 год увеличивалась на 20 процентов.

"Выставка также помогает налаживать внешнеэкономическую деятельность и находить новых партнёров и покупателей. Так, помимо отечественных брендов в экспозиции представляют продукцию и решения иностранных компаний. В этот раз гости могли познакомиться с изделиями 46 предприятий и дизайнеров из 15 стран мира", — заключил Сергей Собянин.